Во многих регионах России вводится требование обязательного или рекомендуемого ношения средств индивидуальной защиты, прежде всего, медицинских масок, в общественных местах. Однако пока не многие спешат соблюдать масочный режим. Одни считают, что это не спасет от заражения коронавирусом, другие видят в принимаемых мерах едва ли не заговор в пользу бизнесменов, которые шьют и продают повязки. Своим экспертным мнением о возможных причинах отказа от ношения масок с «ФедералПресс» поделилась психолог, доцент кафедры специальной и клинической психологии факультета психологии и педагогики Челябинского государственного университета Валерия Рагозинская:
«Недавно мы этот вопрос обсуждали с врачами, потому что инфекционисты бьют тревогу и обращаются к психологам за советом и разъяснением, почему люди не носят маски и что с этим делать. Ведь это не требует больших усилий. Пока мы приходим к мысли, что это особенность русской души: пока гром не грянет, не перекрестимся. Но вот гром уже грянул, и есть большой рост числа заболевших коронавирусом, Большинство людей на мой вопрос о том, почему вы не носите маску, находясь в публичном месте, отвечают, что среди их знакомых заболевших нет. То есть имеет место ожидание подтверждения, есть неверие в реальность угрозы. А с другой стороны, срабатывает такой механизм психологической защиты, как отрицание. Как ребенок, закрыл глазки, и я не вижу страшного, значит, его и нет. Поэтому у некоторых людей возникает демонстративный отказ от ношения масок. Это детская инфантильная реакция. К сожалению, сейчас вообще процент повышенного личностного инфантилизма повышен. Есть некоторое снижение сознательности, в том числе в отношении личного здоровья, уровня ответственности. То есть не я должен взять ответственность, а кто-то должен обо мне позаботиться. Такая детская психологическая установка препятствует проявлению здравого медицинского поведения, сотрудничеству с медицинскими работниками хотя бы на уровне бытовой профилактики.
Мы, как клинические психологи, видим высокий процент людей с так называемой выученной беспомощностью. Люди считают: пусть кто-то на меня эту маску наденет, пусть что-то сделают за меня. По моему мнению, необходимо повышать уровень психологической сознательности, зрелости повышать.
То что какое-то время не было в аптеках масок, не очень большую роль сыграло в формировании отрицания необходимости их ношения. Это локус контроля внешнего: раз масок нет, я их носить не буду. Но я помню время, когда люди шили маски сами, из марли. У некоторых людей предложение сделать маску своими руками, вызывает сопротивление: чтобы я что-то сидел шил, да вы с ума сошли?! Но тут на одной чаше весов собственная жизнь и здоровье, а на другой мысль, что я не унижусь до того, чтобы сесть и что-то самому сшить, пусть мне эту маску предоставят. Но я вижу, что некоторые уже перебороли это сомнение и проявляют ответственность по отношению к своему здоровью, близких и окружающих людей. Ведь мы и сами можем быть источником вируса не зная об этом. Такие люди есть, но их процент пока не так высок.
Врачи-инфекционисты выступают за то, чтобы мы использовали разумные меры защиты от вируса, не впадая в паранойю и панику. Чтобы мы мыли руки не менее 40 секунд, чтобы в общественных местах обезопасили себя и окружающих с помощью элементарных средств – масок. Их надо регулярно менять, а если они многоразового использования – их требуется стирать и отпаривать горячим утюгом. Женщинам рекомендуется убирать волосы, потому что они могут быть источником заражения, так как на них оседает вирус. Эти меры не на сто процентов защищают, но показывают отношение человека к своему здоровью, его степень ответственности».
Фото:ФедералПресс / Елена Сычева