Top.Mail.Ru
Общество
Красноярский край
0

«Авария в Норильске ставит под вопрос все планы по развитию Арктики». Эколог о последствиях разлива дизтоплива

Используются стандартные технологии, применяемые при нефтеразливах
Используются стандартные технологии, применяемые при нефтеразливах

Сотни спасателей из разных регионов сегодня работают в Норильске. Несколько дней назад здесь на ТЭЦ-3 произошел разлив нефтепродуктов, отравивших местные реки и грозящий добраться до Карского моря. На ситуацию обратил внимание и Президент РФ Владимир Путин — по его инициативе на территории введен режим ЧП федерального характера. А масштабах катастрофы и возможности решения проблемы «ФедералПресс» рассказал эколог, председатель общественной организации «Плотина.Нет» Александр Колотов:

«Хорошая новость в том, что для города Норильска, я думаю, ситуация не представляет опасности - там источники водоснабжения, насколько я знаю, от разлива не загрязнены. НА этом хорошие новости заканчиваются. Для территории это происшествие можно назвать экологической катастрофой. Это самый большой разлив нефтепродуктов на крайнем севере как минимум в этом тысячелетии. Сам объем — более 20 тысяч тонн колоссален, особенно для хрупкой и уязвимой арктической территории. То, что уже близлежащие реки практически отравлены — факт. И то, что происходит — героические попытки сдержать распространение пятна дальше, не дать захватить другие водоемы.

Сейчас, насколько могу судить, используются стандартные технологии, применяемые при нефтеразливах. Ставятся боновые заграждения, используются скимеры — специальные устройства, которые собирают с поверхности воды нефтяную пленку и откачивается все из воды. И здесь сразу возникают вопросы. Потому что это разлив не сырой нефти, а дизтоплива — оно и тяжелее, и токсичнее. Боновые заграждения не так эффективны для него. Второй момент — колоссальный объем дизтоплива в водных объектах. Что с ним делать дальше? 20 тысяч тонн — построить такого же объема резервуар на берегу озера нереально. Куда сбрасывать? Если прямо на грунт, то просто перекладываем загрязнение с места на место. Еще вариант — сжигание, но он тоже так себе, грозит отравлением воздуха и распространением токсических веществ. Использовать сорбенты — тоже нужно слово специалистам. Я думаю, что такого масштаба разлив показывает, что сейчас у нас недостаточно совершенные технологии, чтобы справляться с такими масштабными катастрофами. И это заставляет поднять вопрос: насколько мы вообще должны осваивать Арктику, если не можем эффективно локализовать ЧС.

Речная ихтиофауна рек если не погибла вся, то уже отравлена. Поскольку это дизтопливо, то наверняка его часть осядет на дне по всему пути. Процесс разложения на севере идет намного медленнее. То есть накопленные компоненты дизтоплива будут отравлять воду и рыбу годами. Сейчас вопрос по озеру Пясино, оно на плато Путорана, одно из мест для рыбалки. Если говорить о воздействии на людей, то больше всего надо беспокоиться о коренных малочисленных народах севера, для которых рыбная ловля — основное средство существования, и если произойдет широкомасштабное отравление водных объектов, то это будет для них большой удар.

На совещании с президентом министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин сказал, что речь идет не о времени ликвидации разлива, а о том, возможна ли она вообще в полном объеме. Это верно. Трудно прогнозировать, какая часть дизтоплива останется в природе и сколько времени будет разлагаться. Так что давать прогнозы по этой теме было бы опрометчиво. Главный вопрос сегодня: сможет ли федеральная группировка спасателей ликвидировать хотя бы самые большие загрязнения?»

Фото: ФедералПресс/Елена Майорова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.