Экономический кризис привел к серьезному росту безработицы в России: так, на Урале число безработных выросло в четыре раза, а в некоторых регионах УрФО – в пять-семь раз. О том, сочетание каких факторов вызвало серьезный кризис на рынке труда, насколько может вырасти безработица в ближайшие месяцы и когда стоит ожидать возобновления докризисного уровня занятости, «ФедералПресс» рассказал ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков:
«По последним данным, в среднем за квартал фактическая безработица составила 6,0 % и отмечается ее рост. Наиболее сильно он проявился в мае и июне. Прогнозировать его можно с некоторой доле вероятности, потому что есть факторы, которые могут погасить рост в третьем и четвертом кварталах. В частности, многое будет зависеть от того, насколько будет восстанавливаться экономика и насколько восстановится спрос на рабочую силу в обрабатывающей промышленности и тех отраслях, которые связаны с сектором услуг и находятся в стадии серьезного кризиса. Самые кризисные отрасли – транспорт, отельеры, рестораторы, сектор платных услуг, за исключением государственного. Там достаточно серьезное дело с увольнениями или с тем, что в России используется как метод сглаживания кризисных процессов на рынке труда: неполная занятость, частичная потеря зарплаты работниками.
Помимо кризиса, связанного с коронавирусом, мы имеем значительное падение спроса на продукцию экспорта, и не можем компенсировать поддержание производства и занятости за счет его расширения. На это накладывается падение международных цен на продукцию российских предприятий, что негативно действует на доходы и на то, как предприятия будут рассматривать сохранение штата работников или частичное их увольнение. Исследователи, которые публикуют индекс PMI, говорят, что в обрабатывающей промышленности во втором квартале уже было произведено существенное сокращение занятых, чтобы не удерживать лишнюю мощность по выпуску.
Государство стимулировало оставлять работников по крайней мере для того, чтобы переждать самую острую фазу кризиса. Если предприятие брало кредит, чтобы сохранить численность сотрудников на 90 %, это приводило к погашению кредита государством, то есть были очень льготные условия. Но в вопросе, насколько эта мера простимулировала сокращение штатов, пока есть неопределенность.
По всей вероятности, мы к концу года выйдем на 7-7,5 % безработных. По спросу на работников все указывает на сильное снижение, и перехода к восстановлению не произошло. Сейчас спрос на уровне 71,2-71,3 миллиона, тогда как весь 2019 год он был на уровне 73-73,2 миллиона. То есть мы провалились почти на два миллиона человек.
На все восстановление может уйти до двух-трех лет, то есть до 2022 года. Возврат к уровню занятости и вакансий к концу года или к концу 2021 года вряд ли можно ожидать. Скорее всего, восстановление пострадавших секторов и основных для экономики России отраслей будет происходить достаточно медленно и, как я уже говорил, будет определяться еще и внешним спросом».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Экономический кризис