Вице-премьер российского правительства Марат Хуснуллин вернулся к теме укрупнения регионов. Он посчитал имеющееся число субъектов избыточным и даже предложил варианты объединения: присоединить Еврейский автономный округ, к примеру, к Хабаровскому краю, а Курганскую область – к Тюменской. О последнем говорят уже давно, мнения по этому поводу высказывали и главы регионов, и полпред по УрФО Владимир Якушев. По мнению политолога, директора Центра европейско-азиатских исследований Андрея Русакова, в идее есть рациональное зерно, но воплотить ее в жизнь крайне сложно. Почему – он рассказал «ФедералПресс»:
«Эта идея уже исходила с федерального уровня. Ее, правда, озвучивали не единороссы, а Владимир Жириновский. Он говорил, что у нас слишком много регионов, и ими сложно управлять из Москвы, что их число надо уменьшать. И в этом есть логика.
Что касается подключения к теме Хуснуллина, то он же не политическое лицо в том понимании, чтобы озвучивать подобного плана мысли. Он может высказывать, что угодно. И вероятно, в чем-то прав, потому что фактически есть субъекты Федерации, где живет очень мало народа. При этом затраты на управление – существенны.
Но с другой стороны это сложная политическая задача. В большинстве своем местные элиты и население стремятся к самостоятельности. Кроме того, я не вижу политического механизма, который сейчас может объединить Курганскую область с другими субъектами.
Хотя экономически это и правильно – присоединить депрессивный регион к более бюджетно обеспеченному. Объективно источников для развития Курганской области нет. Там нет таких крупных предприятий, как в Челябинской, Свердловской или Тюменской областях. В нынешних экономических реалиях драйверов роста для Кургана не существует. Очень сложно привлечь инвестиции. Бюджетных источников мало. Конечно, губернатор пытается что-то делать, но идет депопуляция, отток населения.
Существующий механизм присоединения политически очень сложен. У нас, к примеру, давно стояла задача присоединить Республику Алтай к Алтайскому краю. Но не получилось. Когда дело дошло до объединения, жители начали протестовать. Им нравилось жить в маленьком субъекте РФ, который называется Республика Алтай со столицей в Горно-Алтайске. У них всего 60 тысяч жителей.
К чему я это? Самостоятельность – это некий фетиш политический. Жителям региона надо показать какую-то яркую «конфетку», явные преимущества присоединения, чтобы они проголосовали за это – за то, чтобы Курганская область перестала существовать. Но сейчас это не осуществимо».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева