Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин анонсировал строительство метро в Нижнем Новгороде и Челябинске. Сразу после этого в соцсетях многие пермяки выражали сожаление: «эх, Пермь опять «пролетела» с подземкой». Как известно, еще в начале 80-х все было готово к строительству метрополитена в столице Прикамья. Но тогда подсуетился секретарь Свердловского обкома Борис Ельцин, который лично обратился к Леониду Брежневу. И генсек дал указание, что в первую очередь метрополитен нужно возводить в Свердловске. А пермский проект в прямом смысле отправили в топку: главный инженер управления капстроительства горисполкома (ныне – заслуженный строитель РФ) Михаил Плеханов лично сжег документы, проходившие под грифом «Секретно», в школьной котельной. Нужен ли сегодня в Перми метрополитен – экспертным мнением с «ФедералПресс» поделился сам Михаил Плеханов:
«Большого смысла и целесообразности в строительстве метро в нашем городе сейчас не вижу. Пермь сегодня совсем не тот город, каким был в 70–80-е годы прошлого века, когда мы проектировали подземку. То был город крупных оборонных предприятий, на которые ежедневно ездили работать тысячи людей. И метро, в первую очередь, проектировалось с учетом доставки людей на заводы. Сегодня, по сути, таких больших предприятий – точек притяжения – не осталось. Все едут на работу «вразнобой».
Если 40–50 лет назад на 10 автомобилей приходилось, грубо говоря, 100 человек, то в наше время пропорции кардинально поменялись. Не думаю, что наши автовладельцы пересядут из своих машин в метро, если его построят в Перми. Поэтому целесообразнее развивать дорожную сеть. Посмотрите на Москву. Да, там возводят новые линии и станции метро, но куда больше строят эстакад и надземных транспортных магистралей.
Надо еще учитывать экономическую составляющую. В Перми очень непростая гидрогеология. Она в разы сложнее, чем в том же Екатеринбурге, Челябинске или Нижнем Новгороде. Мы расположены на горно-складчатой территории Предуралья. Это заметно усложняет и удорожает изыскания, проектирование и само строительство «подземки». Кстати, один из одобренных Госпланом вариантов в прошлом веке подразумевал строительство метро в Перми на глубине 400 метров, где залегают коренные породы. И потом: метро подразумевает большие затраты на эксплуатацию. Стоимость проезда в нем выше, чем в автобусах или трамваях. А это значит, что потребуется серьезное дотирование из бюджета, как это делают в Москве.
На мой взгляд, стоит сосредоточиться на куда более важных и «приземленных» объектах. Один из таких первоочередных – третий мост через Каму. Коммунальный мост, построенный в 1967 году, давно физически и морально устарел. И нуждается в реконструкции. Это одна из главных причин и аргумент, почему третий мост нужно возводить рядом – в створе Крисанова. Согласен с этим вариантом, но все равно нужно все просчитать при выборе окончательного места для моста».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Как будут достраивать метро в регионах