Шестиклассника, который устроил стрельбу в прикамской школе, отправили в специальное медучреждение. Здесь ему окажут психиатрическую помощь. По словам мамы ребенка, спровоцировать его на агрессию могла одноклассница, которая якобы обижала и доставала мальчика. Также женщина не исключила, что на психическое состояние сына повлияло расставание матери с его отцом. По словам кризисного психолога Сарьяны Пономаревой, к этому инциденту в Сарсинской школе мог привести целый комплекс причин. Своим видением ситуации она поделилась с «ФедералПресс»:
«Если мальчик, как говорит директор школы, во время этого происшествия действительно кричал, что в него вселился Бог, то это очень тревожный симптом. Когда произносят такие слова или говорят, что слышат голоса, то здесь нужна помощь врача – невролога или психиатра. Когда читаешь про таких стрелков, то всегда выясняется, что у них были какие-то проблемы и сложности с окружающими. Либо они сами были замкнутыми и неконтактными. Или их в классе не любили.
В данной истории буллинг может быть одной из причин такого поступка ребенка. Но мы до конца не знаем, был ли этот буллинг. Все-таки под ним обычно понимается, когда идет травля со стороны класса или большой группы людей. Такие случаи всегда были, есть и будут в школьных коллективах. Опираясь на свой опыт работы в «Детском телефоне доверия», могу сказать, что подростки часто жалуются на буллинг. Я убеждена, что травля в классе всегда идет с попустительства взрослых (учителей, родителей), которые по каким-то причинам проходят мимо или не замечают ее.
В этой конкретной истории у шестиклассника, вполне возможно, плохие отношения сложились только с одной девочкой. Мне кажется, что обострения ситуации можно было избежать, если бы взрослые не прошли мимо. Маме надо было обязательно подробно обсудить с сыном конфликт с одноклассницей, если он действительно был, попытаться разобраться в этой ситуации. И ни в коем случае не советовать: «Потерпи». Потому что терпение может привести к «взрыву».
Когда мы закрываем клапаны у кипящего котла и не стравливаем воздух, то в конечном счете его разорвет. И если мальчик говорил, что его регулярно кто-то обижает, то родителям надо было обязательно вмешаться. Для начала – обратиться к классному руководителю. Если это не помогло, то в школе есть социальные педагоги, психологи, завуч по воспитательной работе. Возможно, поговорить с родителями этой девочки. Подключить специалистов из психологического центра. Сегодня есть такая возможность. Другое дело, что в нашем обществе не очень принято обращаться к психологам. А в школах перестали воспитывать детей и заниматься сплачиванием коллективов. У нас ведь учителя сейчас предоставляют образовательную услугу, дают только предмет.
На мой взгляд, к такой агрессии со стороны шестиклассника в Сарсинской школе привел комплекс причин. Да, на его состояние мог повлиять развод родителей. Потому что чаще всего это большой стресс для ребенка. В 80 % случаев (разводов – Прим. ред.) дети не хотят, чтобы их родители расставались.
Сейчас можно услышать обвинения в адрес отца, что он научил сына владеть оружием. Но это сложная история, палка о двух концах. С одной стороны, мы видим, что папа общался с ребенком, участвовал в его воспитании и хотел обучить важным навыкам, которыми, по его мнению, должен обладать настоящий мужчина. Другое дело, объяснил ли ему отец, что владение оружием – это огромная и страшная власть, которая подразумевает ответственное отношение к нему? Это очень важный момент. Все-таки в этом возрасте у детей часто нет понимания ценности человеческой жизни, в том числе своей. Поэтому, возможно, не стоит обучать своего ребенка в столь юные годы пользоваться оружием. А если все-таки делаешь это, то будь добр обеспечь надлежащее хранение оружия, чтобы ребенок не мог взять его без спроса.
Но не думаю, что мальчик пошел стрелять в школу потому, что умел пользоваться ружьем. Не это первопричина его поступка. Он мог взять нож, топор, да что угодно в качестве оружия. Хотя не сбрасывала бы со счетов подражательный момент. В психологии известен эффект Вертера. Его назвали в честь романа Гете «Страдания молодого Вертера», который в конце XVIII века спровоцировал в Европе волну самоубийств молодых людей. Такой эффект вызвала книга! А сейчас страшные трагедии, подобные тем, что случились в казанской гимназии и Пермском госуниверситете, подробно освещаются в СМИ, муссируются соцсетях. И дети могут проецировать, примерять эти истории на себя.
Какой вижу выход? Нужно «оздоравливать» нашу систему образования, чтобы школа помогала семье воспитывать детей. Ну и некоторым родителям пора «очнуться»: уделять больше внимания своим детям, чаще и «качественнее» с ними общаться».
Фото: ФедералПресс / Елена Аталыкова