Top.Mail.Ru
Экономика
Россия
0

Экономист о «национализации» заводов: «Мы еще будем приятно удивлены тем, что там получим»

Национализация предприятий
Российские активы Renault перешли в госсобственность

Российские активы Renault перешли в госсобственность, а московский завод французской группы будет производить легковые автомобили под брендом «Москвич» – об этом стало известно в понедельник. Экономист, профессор РАНХиГС Юрий Твердохлеб поделился с «ФедералПресс» своим мнением о том, какие еще предприятия могут быть национализированы, почему это естественное решение для любой страны и на каких условиях иностранные собственники смогут вернуться.

«У нас в стране работали ведущие производители, в том числе компания Renault, и это не прошло даром: создана определенная культура производства, определенные кадры, которые могут самостоятельно сделать достаточно интересный современный продукт. И я думаю, мы еще будем приятно удивлены тем, что получим на этих площадках – в данном случае, завода Renault.

Наверное, с компанией Renault вопрос решен однозначно: потери, которые несет экономика, в том числе Москвы, вынудили принять такие действия. Я думаю, подобные решения будут приниматься в каждом случае отдельно. В конце концов, я знаю, что высшее руководство страны дало четкие сигналы о том, что мы готовы их встретить обратно. Никто не станет препятствовать их возвращению. Если они захотят вернуться и продолжить свою работу, и будет четко понятно, в какие сроки это будет сделано, и насколько связано с потерями для экономики, и найдется ли взаимоприемлемое решение, то, скорее всего, заводы не будут национализированы. Ну, а там, где создалось мнение, что они не будут возвращаться, либо потери экономики таковы, что нет возможности ждать, будут приняты решения, в том числе, об их национализации. Это общемировая практика. Не Россия ведет себя вероломно – такие вещи происходят и других странах. Когда собственник уходит, государство так реагирует.

Это очевидное решение не только для России, а для любой страны, которая оказалась в условиях, когда собственник неожиданно решил покинуть производство, площадки, под которые была создана соответствующая инфраструктура, задействованы кадры, по отношению к которым не проявили должной ответственности.

Если же иностранный владелец решит вернуться, будет сделан возврат активов с учетом складывающихся на тот момент обстоятельств, инвестиций, вложенных в эти активы, расходов. Все это станет предметом обсуждения условий возвращения. Это будет уже новый виток переговоров и новые условия. Скорее всего,обговорятся условия недопущения подобных действий, которые мы наблюдали в этом году. Когда компании в силу конъюнктурных соображений вдруг развернулись и ушли.

Поймите правильно: подобные уходы нацелены прежде всего на подрыв отечественной экономики – ну кто с этим будет мириться? Отношение правительства к возвращению иностранных предприятий достаточно доброжелательное. Но в то же время никто не собирается никому делать подарки, и будут учитываться те фактические издержки, которые мы понесли в связи с их действиями. Это нормально, это бизнес-отношения, которые в любом цивилизованном мире должны быть. А мы на это и претендуем – чтобы с нами общались цивилизованно.

Какие еще предприятия могут быть национализированы? Мне сложно говорить о конкретных компаниях, мы можем создать общие условия национализации. Это достаточно серьезные активы, которые размещены на территории страны, оказывают большое влияние на экономику регионов, на них работает большое количество людей. Предприятия, простой которых может негативно сказаться на экономике страны. Это могут быть и ленинградские заводы (Nissan, Toyota и др. – Прим. ред.), калужские предприятия (Volvo,Volkswagen и Stellantis, производящее Peugeot и Citroеn. – Прим. ред.) и другие».

Фото:РИА Новости/Пресс-служба губернатора Тульской области

Сюжет по этой теме
5 марта 2022, 15:54

Санкции против России

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.