Сегодня курс доллара на Московской бирже опустился ниже отметки 58 рублей, чего не было с 2018 года. Евро тоже идет вниз. Почему это происходит, какие факторы влияют на стоимость иностранной валюты, будут ли дешеветь зарубежные смартфоны и бананы, «ФедералПресс» рассказал кандидат экономических наук Леонид Хазанов:
«Падение курса доллара обусловлено действием нескольких факторов. Во-первых, налицо низкий спрос населения нашей страны на иностранную валюту. Никому сейчас доллары, да и евро тоже особо не нужны, поскольку с ними и делать-то нечего, например, во многие страны сейчас слетать на отдых не получится.
Во-вторых, сейчас высоки мировые цены на энергоносители – нефть стоит выше 110 долларов за баррель, а в подобной ситуации доллар всегда ослабляется. Также в настоящее время действует требование к европейским потребителям природного газа покупать его за рубли, и они вынуждены ему подчиняться, тем самым укрепляя российскую валюту.
В-третьих, импорт зарубежных товаров в Россию сильно упал. Значит, сократилось и приобретение доллара торговыми компаниями.
И, в-четвертых, фактически отменено бюджетное правило, действовавшее до специальной военной операции на Украине: если курс рубля начинал идти вверх, то Банк России начинал скупать «деревянную» валюту и курс менял траекторию. Теперь же надобность в этом отпала.
Стоит отметить, что падение курса доллара вряд ли будет продолжительным, так как оно может неблагоприятно сказаться на доходах государственного бюджета, формируемого в значительной степени налоговыми поступлениями от экспорта углеводородного сырья. Плюс, сильный рубль снижает конкурентоспособность российских товаров на глобальном рынке.
Поэтому спустя несколько дней, возможно несколько недель доллар опять будет набирать вес, и к сентябрю мы можем его увидеть в диапазоне 65-75 рублей.
При этом на стоимость продукции, завозимой в Россию из-за границы, будь то бананы, смартфоны или автомобили, повышение курса рубля никак не повлияет – они так и останутся дорогими. Дело в том, что из-за западных санкций против нашей страны произошел разрыв логистических цепочек, ряд международных транспортных операторов вроде Maersk вообще отказались сотрудничать с российскими клиентами. Сейчас нарушенные связи с трудом восстанавливаются, торговым компаниям приходится искать новых грузоперевозчиков, которые не отказываются от удовольствия задрать цены на свои услуги.
Сами же ритейлеры тоже стараются нажиться и пытаются поднимать цены, хотя это не всегда им удается – покупательная способность населения снижается, а Федеральная антимонопольная служба внимательно следит за стоимостью жизненно важных товаров. Но и снижения цен от них ждать не стоит, торговле оно невыгодно».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева