Жители деревни Мотуши Ярковского района Тюменской области пытаются добиться отмены разработки песчаного карьера: для него недропользователю потребовалось рубить сосновый бор. Сельчане обратились за защитой к губернатору Александру Моору. По их словам, там идет незаконная массовая вырубка леса. Насколько велик ущерб для окружающей среды и можно ли спасти лес от вырубки? Мнением об этом с «ФедералПресс» поделился заместитель председателя Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Евгений Марков:
«Такие участки отводятся для добычи общераспространенных полезных ископаемых – это банально песок. Когда такие участки отводятся вблизи от населенного пункта, они всегда чреваты конфликтами с местным населением. Почему региональные органы государственной власти не ищут каких-то компромиссов на этапе, когда приходят заявители и проводится экспертиза, я не знаю. Но таких конфликтов очень много в масштабах страны. Я, как заместитель председателя Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, с этой ситуацией сталкиваюсь неоднократно.
На одном из мероприятий полномочный представитель президента в Уральском федеральном округе Владимир Владимирович Якушев высказывал мнение, и я полностью с ним согласен, что у нас запасов песка значительно больше, чем потребности. Это говорит о перекосах в работе, в том числе региональных органов государственной власти, в частности, департаментов при правительстве Тюменской области.
Ситуация такая: недропользователь изыскал залежи для добычи, они ему удобны, и властям сложно отказывать, но возможности есть – это поиск компромиссов. Я понимаю эту проблему, поскольку в рамках работы комитета мы уже полтора года работаем над тем, чтобы расширить возможности для субъектов РФ, чтобы не допустить таких ситуаций.
Отведение участков для добычи общераспространенных полезных ископаемых в настоящий момент приняло какие-то уродливые формы. Такие участки отводились не для того, чтобы добывать ископаемые, а только для того, чтобы вырубить лес – просто вырубают и продают. Эта практика родилась, когда была высокая цена на древесину. Люди не заморачивались: отводили якобы карьер, а песок даже не добывали. Такие факты нам тоже известны, в текущем моменте мы пытаемся законодательно урегулировать эту тему, чтобы таких злоупотреблений не было.
Понятно, что недропользователь после разработки карьера занимается рекультивацией участка и лесовосстановлением. Такая нормативная база на сегодняшний день существует. Но еще раз подчеркну: отсутствие таких конфликтов – это правильная работа органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, которая должна предвидеть возможные конфликты.
Нельзя сказать, что от вырубки леса в Мотушах очень сильно пострадает окружающая среда. Страдают интересы граждан: они туда ходят отдыхать, за грибами и так далее. Когда начинается разработка карьера, техника едет через населенный пункт: разрушает дороги, формирует опасные факторы, там же дети бегают просто по улицам, возникают аварии. С этим связаны большей частью все конфликты. Ведь запасы песка необязательно должны быть рядом с населенным пунктом. Они есть где-то немного подальше. Найдите вы эти решения, найдите компромиссы и с недропользователем, и с местными жителями!
В деревне Криводанова была такая же история совсем недавно, знаю прекрасно. Если органы власти напринимали этих решений, а потом к своему удивлению пытаются разобраться, почему население против: а чего вы хотели? Люди там живут десятилетиями, для них этот сосновый бор – лесной пояс вокруг населенного пункта. А вы раздали лицензии на разработку карьеров, сделали там лунный пейзаж – кому это понравится?»
Фото: предоставлено собеседником издания