В большой Тюменской области статисты фиксируют падение показателей оборота розничной торговли за 11 месяцев 2022-го на 4,5 % по сравнению с прошлым годом. В материнском регионе снижение произошло на 5,4 %, в Югре – на 4,8 %, на Ямале – на 0,9 %. На фоне предыдущих пандемийных годов, где отмечался уверенный прирост, в минувшем розница выглядит блекло. С чем связано падение, объяснил доцент кафедры экономической теории и прикладной экономики ФЭИ ТюмГУ Иван Вилков:
«Если за первые девять месяцев 2022 года реальные доходы населения на юге области практически не изменились с учетом инфляции, то на севере, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, отмечен небольшой прирост реальных доходов населения.
При этом на Ямале динамика показателей объема розничной торговли за 11 месяцев 2022 года близка к 100 %, в ХМАО и в Тюменской области снизилась. О чем это говорит? Народ перешел на более сберегательную модель поведения, то есть люди начали меньше тратить. Люди сократили необязательные расходы, значит, есть определенная неуверенность в завтрашнем дне, они опасаются будущего.
Если бы реальные доходы упали на 5 %, то можно было сказать, что поэтому стали меньше тратить, но доходы на юге не изменились, а на севере выросли. Повторюсь, люди более осторожно начали относиться к покупкам. Видимо, откладывают на черный день.
Что касается санкций? На отдельные группы товаров они повлияли, но не скажу, что глобально. Думаю, сейчас многие отказались от покупки автомобиля в силу недоступности и высоких цен. Назвать еще группы товаров, где бы произошел отказ, не готов. Бытовая техника и электроника подорожали, но они есть в наличии. Одежда – тоже. Бренды потихоньку возвращаются, а что нельзя купить в розницу, можно приобрести в интернет-магазинах. Не скажу, что санкции оказали большое влияние на совокупный объем продаж».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Инфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова