В Госдуме РФ прозвучала инициатива – исключить из школьной программы произведение Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». По мнению одного из инициаторов идеи, челябинского депутата Дмитрия Вяткина, многие факты лауреатом Нобелевской премии были «высосаны из пальца», и «свою собственную Родину в произведении он вымарал в грязи». Зачем современным школьникам «Архипелаг ГУЛАГ» – об этом «ФедералПресс» рассказала доцент кафедры русского языка и литературы ЧелГУ Ирина Карташева:
«Зачем школьнику «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына? На этот вопрос можно задать встречный: зачем тогда школьнику вообще история России? Ведь у нас в стране обе эти науки тесно переплетаются. Дети должны знать и понимать подобные вещи, уметь критически взвешивать полученную информацию. Важно, что такие книги воспитывают в них сочувствие и сострадание.
Понимают ли современные школьники смысл этого произведения? Да, вполне. Современные дети – вменяемые, нормальные люди, почему мы все время считаем, что они какие-то не такие, какими были мы. Они вполне способны понять произведения авторов прошлого.
Насколько я знаю из новостей, пока в Государственной думе инициативу не поддержали. И очень не хотелось бы снова проходить через систему, которую мы уже проходили.
Я работаю с 1978 года, и всю жизнь преподавала историю русской литературы в школе и институте. И прекрасно помню, как исключили мою однокурсницу из университета только потому, что у нее обнаружили книжку Пастернака. Помню, какая была борьба за «Архипелаг ГУЛАГ». И как я однажды упомянула в школе комсомольского актива это произведение (уже во время перестройки), и меня «попросили» из этой школы, больше с лекциями туда никогда не приглашали.
Чтобы сейчас принять решение об исключении «Архипелага ГУЛАГ» из школьной программы, нужно провести глубочайшую экспертизу этой книги. Хотя я уверена, что экспертиза вся эта ни к чему – в этом случае мы будем вынуждены снова убрать из круга чтения российского человека все, что было убрано при советской власти, и опять получим дистиллированную удобную историю.
Поэтому к инициативе исключения произведения Солженицына из школьной программы я отношусь отрицательно.
Что касается возвращения в школьную программу книг Юрия Бондарева «Горячий снег» и Александра Фадеева «Молодая гвардия», то первое произведение оттуда и не убирали: просто оно шло на выбор. Второе – да, безусловно, нужно вернуть: ведь там показаны совершенно блистательные образы молодых людей, которые готовы на все ради своей Родины».
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова