Челябинский депутат Госдумы Яна Лантратова вновь подняла тему отмены ЕГЭ. Однако премьер-министр РФ Михаил Мишустин ответил, что отмена требует серьезного обсуждения, включая рассмотрение альтернативных предложений. «ФедералПресс» поговорил с кандидатом экономических наук, доцентом кафедры «Экономика и финансы» ЮУрГУ Татьяной Каримовой, которая перечислила плюсы и минусы ЕГЭ:
«Я за ЕГЭ как универсальный экзамен, упрощающий для школьников процесс поступления в вузы. Он действительно дает широкую возможность выбрать место получения высшего образования: город, институт/университет. Активные, амбициозные ребята могут вырваться из бедных поселков, городов, получить хорошее образование, сделать карьеру и т. п.
«Натаскивание» на тесты вместо получения знаний, развития интеллекта школьников, кругозора и творческого мышления – да, к сожалению, такие акценты расставила школа. И это – повод к изменениям, настройке системы.
Отменить ЕГЭ? Чем его заменить? Сейчас школьники сдают четыре экзамена, и на этом все. И подготовка, и нервотрепка закончились. Иначе нужно сдавать экзамены, чтобы получить аттестат, потом – чтобы поступить в вуз. Каждое учебное заведение устраивает свои экзамены, нужно ездить по вузам, даты могут накладываться. Хаос и нервотрепка и для детей, и для преподавателей. Положительных последствий не вижу.
Школы с удовольствием сбросят с себя этот груз, но ответственность за результаты школьного образования на себя не возьмут. В итоге там все будет «шаляй-валяй», аттестат нарисуют по текущим оценкам – и всех стройными рядами отправят в ПТУ. Возможно, это хороший вариант, чтобы увеличить число специалистов рабочих профессий и уменьшить миграцию из маленьких городов и сел. Последствия – снижение общего уровня образования, культуры, уровня жизни населения, сосредоточения на базовых человеческих потребностях, примитивизация образа жизни. Путь в Средние века. Нам такое надо?
Система ЕГЭ нуждается в настройке. Экзамен должен проверять действительно школьные знания. Перестать нагнетать сложность, включать темы вне школьного курса. Подготовка к ЕГЭ должна начинаться не раньше 10-го класса. Надо убрать из школьной системы тесты, развивать интеллект, творческий подход к решению. Вообще тесты стоит запретить на всех уровнях образования. И контролировать знания на основе решения кейсов, ситуационных задач из реальной жизни.
Поколение отличается. Отличается уровнем знаний, умением их добывать, кругозором, начитанностью, интересом к знаниям, вообще, интересом к миру. Сейчас наблюдается нацеленность на быстрые достижения, сегодняшний комфорт и удовольствия, неприятие упорного труда, обязанностей, усилий и преодолений. Но не думаю, что причина именно в ЕГЭ. Тут мир изменился. Стали другими сами дети, родители, система обучения и воспитания. Школьные учителя постарели, выгорели, обросли кучей бумажной работы, контроля. Все захватили гаджеты и пропаганда культуры потребления, удовольствий, легкой жизни. И еще много причин. «Лучше-хуже» покажет время. Возможно, чтобы выжить сегодня и достичь успеха, нужно быть именно такими людьми».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Эксклюзивы «ФедералПресс»