Президент России Владимир Путин подписал закон об антимонопольном регулировании агрегаторов и маркетплейсов. Теперь владельцы программ, которые позволяют проводить в электронном виде сделки между продавцами и покупателями, не могут заниматься монополистской деятельностью. О том, что даст подписание этого закона и как может измениться ситуация в перспективе, рассказал «ФедералПресс» юрист, эксперт образовательной платформы Moscow Digital School Ефим Казанцев:
«Новый закон, посвященный антимонопольному регулированию деятельности цифровых платформ, предусматривает специальное правовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, владеющих цифровой платформой. При этом под новое регулирование попадают не все цифровые платформы, а только те, которые отвечают трем признакам:
- Такой хозяйствующий субъект имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара за счет «сетевого эффекта». Под сетевым эффектом в новом законе понимается свойство рынка, при котором потребительская ценность цифровой платформы тем выше, чем больше пользователей ей пользуется.
- Доля сделок, совершаемых на соответствующей цифровой платформе, превышает 35 % от общего числа сделок на рынке. Выручка цифровой платформы за последний календарный год превышает два миллиарда рублей.
- Если цифровая платформа отвечает указанным критериям, на нее распространяются ограничения, установленные для субъектов с доминирующим положением на рынке. В частности, она не должна устанавливать слишком высокую или низкую цену товара, изымать товар из обращения, навязывать контрагентам невыгодные условия договора, создавать препятствия доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам и т. д.
На практике это означает, что у антимонопольных органов появляются дополнительные рычаги влияния на маркетплейсы, которые раньше за счет различных хитрых схем могли избегать этого влияния, формально оставаясь в рамках обычных хозяйствующих субъектов. Теперь с появлением нового механизма их можно будет отнести к доминирующим субъектам и ФАС сможет запретить им демпинговать или иным образом препятствовать конкуренции».
Фото: Svetlana Vozmilova / Global Look Press / Globallookpress.com