Писатель и общественный деятель Захар Прилепин поделился воспоминаниями о бывшем депутате Рады Украины Илье Киве. Накануне политик был убит в Подмосковье якобы по заданию СБУ.
«Мы сидели в Донецке, в гостинице, ресторан на первом этаже. По форме – в ожидании выезда. СВО уже шла, но началась не так давно. Несколько месяцев назад.
Бойцы говорят:
— Эти Кива, что ли, сидит вон там?
— Вроде он…
Казах решил пошутить и как крикнет:
— Кива!
Тот, кого мы приняли за Киву, тут же встал со своего места и подошел через весь зал к нашему столику.
— Садитесь! – говорю.
Казах сидел в это время с непроницаемым лицом и делал вид, что он мало того, что никого не звал, но еще и по-русски не понимает, поэтому разговор поддерживать не в состоянии. Саня Злой тоже на всякий случай встал и ушел из-за столика по своим делам.
— Как дела, Илья? – спросил я Киву. Вроде это был действительно он.
Тот стал что-то таинственно рассказывать; смысл был в общих словах такой: «Все это время я выполнял приказы командира. Командир говорил – я работал. Работал в тылу. Теперь меня отозвали». Я попытался раскрутить его на какие-то подробности, но он все повторял одно и то же: «Командир приказывал – я делал».
Он явно имел в виду Путина. Что всю жизнь он служит Путину. Намекнул, что у него имеется российское офицерское звание.
Я никак не мог понять, Кива это или нет. Лысый, спортивный – вроде он. Отозвался же, наконец. Не будет же посторонний мужик на фамилию Кива отзываться в Донецке в разгар войны. Но степные глаза Казаха выдавали некоторое недоумение.
— Ладно, Илья, будь здоров, – сказал я, и мы попрощались. Он ушел за свой столик.
Он тоже меня не узнал. Понял, что я из России и имею право его позвать окриком. Лицо вроде знакомое – так, видимо, подумал про меня. Смешной был диалог: двух людей, которые друг друга не знают, но делают вид, что знают.
До этого мы с ним виделись только через экран: я был в числе экспертов у Оли Скабеевой, а Кива выходил в эфир из Киева. Вроде больше не виделись; я в Киеве часто бывал до 2014 года, но его не помню.
Кива из Киева… Теперь сообщают, что Илья Кива застрелен из стрелкового оружия. Что он мертв.
Произошло все в деревне Супонево Одинцовского района. Недавно мимо этой деревни проезжал. Не знал, что он там обитает.
Украинские каналы уже хвастаются, что его убийство – спецоперация СБУ. Вполне возможно. У них там свои списки, свои счеты. Не всегда нам понятные. Тогда это будет четвертый удавшийся теракт на территории РФ с начала СВО. Или пятый. Но, может, это какая-то другая история. Реальность слоится. Все перемешано.
— Кива! – окликнули в этот раз. И перевели с белого света в другой реестр. Все быстро происходит. Кажется, что долго – а это на щелчок пальцев.
...Итак, Кива. Был доверенным лицом кандидата в президенты Яроша в 2014 году. Был в числе ораторов от «Правого сектора»*, выступавших на Майдане на митинге протеста по поводу убийства звезды Майданной революции Сашко Билого, в свое время воевавшего против русских в Чечне. Был руководителем полтавского центра «Правого сектора»* и региональным руководителем «Правого сектора»* на Востоке Украины. Был советником Арсена Авакова. Воевал в зоне так называемой АТО, чтобы с него сняли судимость. Имел награды. Один из создателей «Миротворца».
В мае 2015 года призывал расстреливать автобусы, следующие из Киева в Донецк и обратно: «Была бы моя воля, я расстреливал бы этих путешественников в ДНР, любителей референдумов и парадов украинских военнопленных. Только жесткая позиция общества заставит Донбасс отрезвиться».
25 августа 2017 года в эфире телеканала «112» заявил: «Всех любителей Русского мира мы просто-напросто будем стирать с лица земли Украинской. И это я вам точно говорю, и это придет, и это будет. Потому что надо было уничтожать, вырезать и не бояться, и не пускать слюни! Вот поэтому сейчас я думаю, всех тех, кто с утра тихонько подпевает гимн России или пользуется тряпочками типа колорадских ленточек у себя на кухне, вот всех их нужно закапывать в землю. В нашей стране нужны смертная казнь и беспощадное уничтожение противника и предателей».
Потом, конечно, много другого говорил. Про Россию, Сталина, Путина. В более чем восхищенных тонах. Причем начал это делать прямо из Киева. За несколько лет до начала СВО.
Считалось, что вторая часть его биографии – это «украинский политический театр», постановка. Но потом, как вы помните, Кива совершенно спокойно натурализовался в России. А до этого я его вдруг встретил в Донецке. Хотя я так и не понял тогда: его или не его.
Сегодня пришло письмо:
«Прочитал твой пост про Киву. Кива был «из наших». Работал в числе прочего по военной тематике. Увиделся с ним случайно на совещании. Пришел, а там Кива. Меня представили как человека Захара Прилепина. Кива заулыбался и говорит: «А с Захаром мы виделись». Говорил абсолютно чисто на русском без тени какого-либо говора. Настоящее имя у него было другое».
Оказывается, это был все-таки он в Донецке. И узнал меня. Дальше и вовсе несусветная картина, да? Мы человека наблюдаем в одной ипостаси, а он – то ли завербован был очень давно, то ли с самого начала был не тем, что мы думали.
Так вот умрешь и чего-нибудь эдакого и не узнаешь. Будешь о человеке плохо думать, а он на самом деле из той же структуры, что и ты, только выслугу не сравнить и звание у него повыше. Ну или наоборот: умрешь и такое узнаешь, что был бы жив – поседел бы от таких новостей».
Советуем также почитать материал «ФедералПресс» о жизненном пути и политических взглядах Ильи Кивы.
* ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ЗАПРЕЩЕННАЯ В РФ
Спецоперация