Своим видением ситуации на российском логистическом рынке, претерпевающим значительные изменения на фоне перестройки торговых потоков, с «ФедералПресс» делится Алексей Мисаилов – директор по развитию FM Logistic в России:
«Экспорт в страны СНГ демонстрирует заметную прогрессию, благодаря совокупности факторов. Центральным из них стал резкий рост импортных автопоставок из Китая – на 30 %. Это создало условия для увеличения числа свободных машин, доступных для обратной загрузки, что сделало экспорт более выгодным. Особенно ярко тенденция проявилась в направлении Казахстана, где оптимизация процессов позволила снизить эффективные затраты, несмотря на формальное сохранение цен. В итоге средние ставки составили 51 рубль за километр для стандартных грузов и 64 рубля за километр при необходимости соблюдения температурного режима.
Одновременно с этим наблюдается ослабление связей с Европой. Объем автоперевозок из ЕС упал более чем на 20 %, а общий объем торговли сократился на 10 %. Почти исчез список разрешенных к ввозу товаров. В начале 2025 года рынок показывает рекордно низкие цены: доставка еврофуры из Германии достигла отметки в 3000 евро, вернувшись к доковидному уровню. Логистические компании вынуждены адаптироваться к сложным условиям, компенсируя простои за счет других направлений.
На фоне происходящих изменений мы продемонстрировали рост на 20 % во внутрироссийском сегменте. FM Logistic фиксирует устойчивый спрос на паллетные доставки для федеральных сетей, при этом развитие электронной коммерции замедлилось во второй половине 2024 года. В дополнение к этому отмечу сокращение среднего размера заказов и географии поставок. Традиционный предновогодний ажиотаж оказался менее выраженным, что связано со снижением покупательской активности, а также благоприятными погодными условиями. В отличие от предыдущих лет, когда сезонные тарифы увеличивались на 30–50 % от базового уровня, в конце 2024 года удалось избежать резкого роста цен. Вместе с тем развитие рынка электронной коммерции увеличивает спрос на доставку товаров на распределительные центры маркетплейсов, а также на покоробочную внутригородскую и межгородскую логистику.
Текущая ситуация порождает противоречивые тренды. С одной стороны, стабилизация тарифов положительно влияет на конечного потребителя. С другой – высокая финансовая нагрузка на фоне растущей ключевой ставки ЦБ создает риски для среднего и малого бизнеса в логистике. Но, как и всегда, тарифы на рынке будут определяться балансом между спросом и предложением».
Фото с сайта pxhere.com