Промышленная безопасность - важная и неотъемлемая часть любого предприятия. От того, как она организована и как она реализуется, зависят жизнь и здоровье людей. К сожалению, не всегда уровень промбезопасности на уральских заводах находится на должном уровне. Какие отрасли промышленности на Среднем Урале являются самыми опасными, где находятся тревожные шахты и почему уменьшается количество проверок на предприятиях - в интервью «ФедералПресс» рассказал руководитель Уральского управления Ростехнадзора Вадим Ткаченко.
Вадим Михайлович, начнем с наболевшего – с чрезвычайных происшествий на уральских промпредприятиях. Одно из последних ЧП со смертельным исходом произошло в Екатеринбурге в ноябре 2016 года, когда на территории завода имени Калинина обвалилась крыша. Кто и почему, на ваш взгляд, виноват в ЧП?
Мы проводили анализ аварийности и травматизма в целом на предприятиях. Согласно проведенному исследованию, почти в 70 % случаев ЧП вызваны организационными причинами, в 30 % – связаны с нарушением техники безопасности и дефектами в работе оборудования. Как видите, в большинстве своем виноват человеческий фактор. Причем нужно здесь рассматривать не только руководителей, ответственных за технологический процесс, но и самих исполнителей. Среди последних немало людей с низкой квалификацией, да и попросту недисциплинированных, которые халатно относятся к работе, пренебрегают техническими нормами и правилами. Все это является одной из главных угроз промышленной и энергетической безопасности.
Так как обстоят дела на ЗИКе сегодня? Какая работа проводилась после того ЧП?
Специалисты Ростехнадзора провели внеплановую документарную проверку, где большое внимание было уделено соблюдению требований промышленной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений. Проверка выявила нарушения этих требований, предприятию было выдано предписание. Знаю, что сейчас на ПАО «МЗИК» разработан график работ по выполнению комплекса мероприятий, направленных на безопасность.
Когда на предприятии случается ЧП, наши инспекторы проводят совещания, в которых принимают участие председатели комиссий по расследованию несчастного случая, руководители и специалисты организаций, где произошла трагедия; сотрудники Ростехнадзора осуществляют контроль за соблюдением сроков; на официальном сайте регулярно размещается информация о произошедших авариях и случаях травматизма, результаты расследования, внедрение телефонов доверия, по которым можно сообщить о фактах нарушений и произошедших авариях.
А что происходит на шахтах? Ведь они являются традиционно опасными объектами. Где находятся самые «слабые» из них и как им помочь?
Да, действительно, шахты являются опасными производственными объектами, и, как правило, относятся к первому классу опасности. На них установлен режим, подчеркиваю, постоянного государственного надзора. Самые травмоопасные из них находятся в Североуральске на предприятии АО «СУБР».
В целях предупреждения ЧП Уральское управление Ростехнадзора подготовило план мероприятий на 2017 год, который размещен на нашем сайте. Там есть и плановые проверки и статистическая информация, отчеты о состоянии аварийности и травматизма. Для работников поднадзорных организаций проводим консультации, участвуем в семинарах, круглых столах, которые организуют общественники.
Сколько предприятий Свердловской области было проверено в 2016 году? Каковы результаты этих проверок? Сколько всего предприятий региона находится под надзором и контролем Уральского управления?
На 1 января 2017 года под нашим надзором находилось 4450 предприятий, эксплуатирующих 9695 опасных производственных объектов. В прошлом году Уральское управление Ростехнадзора провело 6679 проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что на 34 % меньше, чем в 2015 году (10128 проверок). Общее количество плановых проверок юридических лиц в 2016 году составило 1048, что на 20 % меньше, чем в 2015 году (1314), внеплановых – 4984, это на 37 % меньше, чем в 2015 году (7938 проверок).
Количество проверок уменьшилось не потому, что мы плохо работаем или не хотим этого делать. Все дело в том, что в 2016 году в надзорную деятельность была внедрена так называемая риск-ориентированная методология, которая сократила объемы и изменила структуру проверок.
А что это за методология, зачем она нужна? Не повлияет ли она негативно на качество проверок?
Риск-ориентированная методология, утвержденная приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 21 декабря 2016 года, способна выявить саму вероятность возникновения аварий на предприятиях, несоблюдения обязательных требований в области промышленной безопасности (управление промбезопасностью строится на комплексе необходимых мероприятий, методах, направленных на снижение аварийности и травматизма, системе контроля при эксплуатации опасных производственных объектов и системе управления рисками; сюда также входит анализ внутренних подсистем предприятия: технической, технологической, организационной, управление персоналом – прим.ред.).
Согласно принятой методике, уровень промышленной безопасности оценивается на основании экспертной оценки, которая складывается из знания и опыта инспекторов Ростехнадзора, фактических данных о состоянии промышленной безопасности на заводе. Здесь анализу подлежит статистика аварийности и травматизма, сведения, полученные в результате контрольно-надзорной деятельности, оказания государственных услуг, осуществления производственного контроля, данных, содержащихся в реестре заключений экспертиз. В расчет берется абсолютно все. По данным на 1 апреля 2017 года методика выявила 67 производственных объектов I класса опасности.
В каких отраслях промышленности аварийность наиболее высока? Какую работу проводит управление, чтобы минимизировать аварийность?
Наибольшее количество аварий за последние 4-5 лет происходило на объектах газораспределения и газопотребления и при эксплуатации подъемных сооружений, в основном башенных кранов. Поэтому Уральское управление Ростехнадзора основное внимание уделяет вопросам профилактики производственного травматизма и аварийности при эксплуатации поднадзорных производств и ведения работ на территории этих объектов. Нашими главными помощниками в этой работе, как и прежде, были федеральные законы «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и другие.
Ежемесячно наши инспекторы проводят техническую учебу по разъяснению вновь вступивших в силу федеральных норм и правил в области промбезопасности, новаций в области энергетики, анализ правильности применения положений Кодекса РФ об административных правонарушениях. Наши специалисты, как видите, заинтересованы в профилактике аварийности, а не в методах реагирования.
2017-й – Год экологии. Сейчас как никогда актуальна проблема несанкционированных карьеров, которые регулярно выявляют экологи совместно с сотрудниками полиции. Наша редакция неоднократно освещала эту тему, на руководителей некоторых карьеров заведены уголовные дела. Вадим Михайлович, а сколько санкционированных карьеров работает на территории региона? Допускает ли руководство этих карьеров какие-либо нарушения, с чем они связаны?
На территории Свердловской области зарегистрировано порядка 150 объектов ведения горных работ осуществляемых открытым способом (карьеров – прим. ред.).
Нарушения требований промбезопасности выявляются при плановых и внеплановых проверках данных предприятий. Они связаны чаще всего с несоблюдением требований ФЗ № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», других нормативных правовых документов.
Располагает ли уральское управление Ростехнадзора данными о количестве незаконных карьеров на территории Свердловской области?
Такая информация за 2016-2017 годы к нам не поступала.