Top.Mail.Ru
Общество
ДФО
0

«Останки летчиков остаются лежать в земле на месте трагедии, а в могилах хоронят их личные вещи»

У сахалинских поисковиков начался новый сезон работ
У сахалинских поисковиков начался новый сезон работ

Для поисковиков на Сахалине начался новый сезон. Уже на майских праздниках участникам поискового движения удалось сделать несколько важных находок. Например, они обнаружили обломки самолета, который много лет безуспешно искали в пригороде Южно-Сахалинска. О новых успехах и планах на предстоящий полевой сезон – в интервью «ФедералПресс»с руководителем сахалинского отделения «Поискового движения России» Артемом Бандура.

Артем, несколько лет назад сахалинские активисты поискового движения совместно с другими организациями провели уникальную операцию — с помощью вертолета вывезли из лесных зарослей фрагменты штурмовика «Ил-2КР». Этот самолет разбился 30 ноября 1950 года в Корсаковском районе. Тогда же появилось предположение, что на месте трагедии лежат останки летчиков. Вы продолжаете поиски?

– Мы работаем на месте катастрофы с 2012 года и до сих пор не оставляем надежды найти останки авиаторов. В той трагедии погибли два человека: летчик, старший лейтенант Павел Сергеевич Реуцков и штурман, старший лейтенант Александр Петрович Попов. Их имена удалось выяснить благодаря многолетней работе в архивах. Оттуда же мы знаем о некоторых обстоятельствах крушения. Нам известно, что 69 лет назад, 30 ноября, корректировщик-разведчик «Ил-2» вылетел с аэродрома в Новоалександровске на выполнение служебного задания. Полет был недолгим: спустя полчаса в зоне полета резко ухудшились метеоусловия. Экипаж с задания не вернулся. В документах расследования сказано, что самолет упал в море.

Этот полевой сезон начали в конце апреля как раз выездом на место падения самолета. За все время работы мы нашли много личных вещей, несколько небольших косточек. Но крупных останков мы по-прежнему не смогли обнаружить.

«Ил-2» это не единственный самолет, с которым вы работаете. Известно, что на юге Сахалина, в районе горы Майорская, лежит военный самолет. Вы знаете что-то об этом крушении?

– По нашим предположениям, там лежит самолет заместителя командира третьей авиаэскадрильи по летной подготовке капитана Вениамина Суханова. 21 мая 1954 года его воздушное судно столкнулось в небе с самолетом «МиГ-17» старлея Александра Зиновьева. Они служили в одном авиаполку 105-го авиационного корпуса ТОФ. В тот день Зиновьев взлетал с Корсаковского аэродрома для выполнения задания, а Суханов возвращался на землю. По какой-то трагической случайности в нашем огромном сахалинском небе они столкнулись и погибли.

Самолет Александра Зиновьева упал на горе Красной. На месте трагедии в 2017 году мы вместе с его дочерью Татьяной установили памятную табличку. На ней содержатся данные о погибшем летчике и деталях авиакатастрофы. А вот точного указания на место падения самолета капитана Суханова все еще нет. В архиве написано – «район горы Майорской», но где именно упал самолет, неизвестно. Наши активисты не раз предпринимали попытки найти самолет. Но там густые заросли бамбука и кедрового стланика, пройти очень сложно. До этого года все поиски были безуспешными. Однако в этом году, во время майских праздников, мы наконец-то вышли на след истребителя. Наши друзья, местные туристы, гуляли в пригороде Южно-Сахалинска. Им пришлось сократить путь и уйти с маршрута. На обратном пути они наткнулись на обломки самолета – детали лежали в двухметровых бамбуковых зарослях. Ребята передали нам координаты того места и фотографии. 12 мая мы выехали туда – и нашли фрагменты хвостовой части истребителя «МиГ-17». Установить номер двигателя самолета, который там разбился, не получилось. Обломки лежат в мерзлой земле. Откопать их пока нереально – нужно дождаться, пока потеплеет. Мы обязательно продолжим поиски других фрагментов самолета.

Судя по всему, майские праздники у вас получились насыщенные. Какие еще исторические тайны удалось раскрыть сахалинским поисковикам?

– В начале месяца мы работали на месте падения истребителя в Макаровском районе. Там в 1956 году разбился «МиГ-15бис», который пилотировал лейтенант Илья Кашин. Но подтверждения того, что это обломки того самого борта, долгое время не было. Мы несколько дней работали в воронке, которая образовалась от падения самолета. Обнаружили большое количество «рваного» алюминия. Среди них нашли два дубля с заводским номером самолета – которые и стали подтверждением. В ближайшее время мы вернемся на место авиакатастрофы, чтобы установить памятную табличку.

Порой останки летчиков остаются лежать в земле на месте трагедии, а в могилах хоронят их личные вещи — все, что удалось найти на месте трагедии. Поэтому мы всегда проверяем место катастрофы. Останков Ильи Кашина не нашли – значит, он похоронен в существующей могиле на кладбище поселка Гастелло.

Сезон активной работы на Сахалине только начинается. Какие у вас планы?

– Традиционно состоится экспедиция на Курильский остров Шумшу. Там в августе 1945 года началась Курильская десантная операция. Мы уже пять лет ездим туда, ищем погибших и пропавших без вести защитников Отечества. В этом году, скорее всего, поедем в июле. Конечно же, не оставим в стороне работу по социальным проектам — выставки, встречи со школьниками. Из ближайших планов — экспедиция в Смирныховский район. Сегодня-завтра к нам должны приехать коллеги из Хабаровска. Вместе с ними отправимся на поиски в места боев Южно-Сахалинской наступательной операции – это август 1945 года. В прошлом году в том районе мы нашли останки двух советских бойцов. Работать там планируем до конца мая.

Фото регионального отделения ООД «Поисковое движение России»

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.