На Московском международном форуме по франчайзингу эксперты и представители бизнес-сообщества обсудили целый ряд мер поддержки рынка франшиз. В числе тех, кто готов сегодня оказать помощь, – профильные ведомства и министерства. О том, какие механизмы поддержки сегодня уже существуют и что мешает российским франчайзерам выйти на международный рынок, обозреватель «ФедералПресс» побеседовал с заместителем директора департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития РФ Олесей Тетериной.
Олеся Анатольевна, как рынок франшиз сегодня влияет на малый и средний бизнес? Оказывает ли франчайзинг положительный эффект на предпринимательство или, наоборот, отрицательный?
– Давайте начнем с цифр и подумаем насчет влияния. У нас малых и средних компаний по официальной статистике чуть больше шести миллионов, а рынок франшиз сегодня представляет собой 55 тысяч компаний. На сегодняшний день это несущественная доля. Но при этом такая модель создания бизнеса является очень надежной для тех, кто только-только начинает. Это уже выстроенная модель, это понятное экспертное сопровождение, это явные прозрачные инвестиции, то есть ты точно понимаешь, сколько ты платишь за франшизу, сколько ты инвестируешь. Это все прописано в бизнес-плане, который тебе дает франчайзер.
Нужно ли стимулировать сегодня рынок франшиз, на ваш взгляд?
– Мы считаем, что его надо стимулировать. У нас история развития франчайзинга в России еще не такая большая. Его зарождение случилось в 2009 году. Сегодня на дворе 2019-й, прошло 10 лет. Развитие франчайзинга шло параллельно с развитием сферы предпринимательства после того, что было в советское и постсоветское время, поэтому говорить о том, что что-то недостаточно развито, пока еще рано.
Сейчас как раз время для того, чтобы посредством таких мощных инструментов, как национальные проект, указ президента, [развивать эту сферу]. Это всех объединяет, создает четкие цели и задачи. Мы видим такой потенциал на региональном уровне.
Все же хотелось бы чуть больше конкретики. Какие инструменты развития рынка франшиз может предложит Минэк?
– У нас есть национальный проект, и там доля средств идет на финансирование региональной инфраструктуры. Сейчас основная поддержка, которую мы оказываем, идет в рамках региональной инфраструктуры. Там выделены соответствующие приоритеты. Все эти приоритеты прописаны в указе, и мы какую-то часть добавили экспертно со своей стороны в те ниши, которые могут дать соответствующий результат, и франшизы туда входят. Это значит, что у регионов есть финансирование, есть объекты, созданы организации и есть вот эти выделенные приоритеты, куда включена франшиза.
Какие меры поддержки рынку франшиз и малому предпринимательству Минэкономразвития оказывает уже сейчас?
– В рамках инфраструктуры у нас есть блок услуг, которые мы оказываем. Если говорить про финансовые инструменты, то мы выдаем микрозаймы до 5 млн рублей по ставке на уровне ключевой. С этого года мы планируем провести эксперимент – сделать дифференцированную ставку на примере банковских продуктов, когда для каждой целевой аудитории предусмотрена соответствующая ставка. Если это аудитория для нас приоритетная (например, социальный бизнес, франшизы), то это ставка будет составлять половину от ключевой, а если это торговые предприятия, то, допустим, это ключевая, умноженная на два.
Если у предпринимателя недостаточно залогового обеспечения, то он может обратиться в гарантийный фонд, который может выступить за него поручителем. Это тоже региональная инфраструктура, она создана во всех регионах.
Дальше – образовательные мероприятия. Мы проводим широкий спектр образовательных программ. В этом году наша задача – повысить уважение со стороны бизнес-сообщества к тем образовательным программам, которые государство предоставляет бесплатно. Я подчеркну – бесплатно! Мы регионам субсидируем, даем средства из федерального бюджета для того, чтобы они проводили качественные мероприятия для предпринимателей и граждан, которые собираются ими стать.
С Ассоциацией франчайзинга мы договорились о том, что мы сделаем отдельную образовательную программу для тех, кто собирается открывать бизнес по франшизе. Будет отдельный образовательный трек.
У нас есть и консультации широкого спектра. Предприниматель и гражданин может прийти в наши центры «Мой бизнес» в регионах. Мы сейчас продвигаем этот бренд. Это объединение всего того, что я назвала, в одном месте. Предприниматель и гражданин может узнать, что ему доступно, проконсультироваться и по налогам, что лучше зарегистрировать: самозанятость, ИП или ООО. То есть общие консультации или консультации, связанные с доступностью мер поддержки.
Мы осуществляем и информационную поддержку. У нас в том числе предоставляется возможность продвижения бизнеса, но к этому не имеют доступ все, потому что средства из федерального бюджета ограничены. Оплачиваются и дизайнеры, и те, кто непосредственно осуществляет работу [по рекламе], поэтому в большинстве своем это проводится на каких-то приоритетах.
Все же мы больше говорили о ситуации на внутреннем рынке. Хотелось бы узнать про внешний рынок. Что-то мешает сегодня выходу российских франшиз на международный рынок и нужны ли здесь какие-то меры поддержки?
– Я бы не отделяла здесь франшизы от остальных видов бизнеса. Что мешает вообще выйти малым компаниям на экспорт? Это административные барьеры, незнание культуры той страны, куда ты выходишь. Это страх пересечь границу со своим бизнесом.
Для этого у нас есть помощники на региональном уровне. У нас создана сеть региональных центров поддержки экспорта, которые помогают малым компаниям выходить на международный рынок. Владельцы франшиз могут в том числе туда обратиться.
Что делают экспортные центры? Как они помогают малому предпринимательству?
– Региональные центры возят предпринимателей в бизнес-миссии, они обеспечивают их участие в выставках, они переводят материалы на иностранный язык, сайты на иностранный язык, на язык той страны, куда хочет выйти предприниматель. Они ищут партнеров. Это достаточно комплексная история. Главное, чтобы предприниматель сам этого захотел и к этому был готов.
Много ли предпринимателей обращается за подобными услугами?
– У нас в последнее время планомерный рост. Мы эту инфраструктуру в 2010-м создали, но раскручиваем только в последние три года, когда это стало приоритетом правительства. Я вам могу сказать, что за прошлый год у нас около 12 тысяч предпринимателей обратились в центр поддержки экспорта. Всего МСП-экспортеров – 44 тысячи. Где-то одна четвертая от всех экспортеров – это наши клиенты.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский