Top.Mail.Ru
Политика
Еврейская автономная область
0

«Через пять-семь лет ситуация в ЕАО изменится коренным образом»

Александр Левинталь

На пятом Восточном экономическом форуме, который сейчас проходит во Владивостоке, довольно серьезную программу представила Еврейская автономная область. Один из самых экономически неразвитых регионов ДФО заговорил о серьезных инвестициях, о масштабных проектах. И все это на фоне массы проблем, которые имеются в ЕАО. О причинах такого оптимизма – в эксклюзивном интервью «ФедералПресс» с губернатором региона Александром Левинталем.

Александр Борисович, не будем ходить вокруг да около: Еврейская автономия является самым бедным регионом Дальневосточного округа. О затянувшемся кризисе в ЕАО говорят уже давно. В то же время на этом форуме вы представляете довольно серьезную программу…

— По большей части это ситуация вчерашнего дня. Конечно, есть еще масса проблем, но сейчас ЕАО уже не является каким-то сверхдепрессивным регионом. Когда я пришел на пост губернатора в 2015 году, в регионе действительно не было ничего. Не развивалась экономика. Единственным крупным предприятием был цементный завод Игоря Пушкарева, и тот был загружен лишь наполовину. Не было среднего бизнеса. А это был кризисный год, у нас же «бахнуло» в конце 2014-го. Минфин ограничил кредитование регионам, и весь регион летел в пропасть. Сейчас ситуация все-таки другая. Да, ЕАО находится в не самом лучшем положении. Но надо помнить, что четыре года назад развивать область пришлось даже не с нуля – с минуса. Сейчас же в регионе реализуют целый ряд крупных и дорогостоящих проектов.

Я так понимаю, все они представлены на нынешнем форуме?

— Конечно. Один из самых важных – это вторая очередь Кимкано-сутарского ГОКа. Месторождение из первой очереди уже в этом году выйдет на проектную мощность, а вот второе месторождение пока находится в разработке. Уже готова проектная часть.

За последние годы предприятие переориентировалось с внешнего рынка на внутренний. Когда ГОК только запускали, предполагалось, что сырье мы будем поставлять только в Китай. Однако сейчас у нас идут серьезные поставки на Урал, и с каждым годом объем поставляемой туда продукции растет. Он уже превышает объем экспорта.

У нас активно развивается добыча брусита – это минерал, который используют в химической, авиационной, космической промышленностях. На территории ЕАО находится крупнейшее в мире месторождение чистого брусита. В России оно является единственным. В области возродили добычу олова. В девяностые годы все наши шахты затопили, производства не было. Сейчас мы снова их запускаем и активно привлекаем туда инвестиции.

А как обстоит дело с сельским хозяйством? Еврейская автономная область – это ведь аграрный регион...

— Это направление у нас сейчас на подъеме. Особенно если говорить про растениеводство. Главным образом из-за ряда внешних факторов. В 2015 году рубль просел по отношению к юаню – и это спровоцировало первую волну интереса к нашей сое. А в этом году нам подсобил американский президент Трамп, который начал торговую войну с Китаем. В ответ на американские санкции Китай запретил импорт сои из США и открыл свой рынок для России. В итоге продукция из ЕАО сейчас идет нарасхват. Так что сейчас мы планируем начать глубокую переработку нашей сои – чтобы экспортировать не только сырье, но и, например, масло.

В последние несколько лет у нас наконец появилось животноводство. Оно было на корню уничтожено, мы все молоко и мясо завозили из других регионов России, а также из-за рубежа. Сейчас эта отрасль очень неплохо себя чувствует, во многом из-за активной торговли с Китаем.

Насколько сильно пострадала аграрная отрасль от паводка, который в этом году обрушился на регион?

— Паводок у нас в области оказался действительно сильным. Однако регион оказался готов к нему. У нас за плечами есть опыт мощного наводнения 2013 года. Все наши защитные сооружения справились со своей задачей – в общем-то, именно поэтому в прессе особенно не освещается паводок в ЕАО. У нас на всю область около 200 затопленных домов, в пунктах временного размещения находятся примерно 50 человек. Это очень небольшие цифры.

А вот сельхозугодья пострадали сильно. Еще весной у нас шли мощные дожди, и посевов было меньше ожидаемого – их площадь составила 130 тысяч гектаров. Сейчас из них затоплено 56 тысяч, и цифра не окончательная. Мы до сих пор не можем пройти на некоторые территории. Так что последствия для наших фермеров будут серьезными. Окончательные итоги будем подводить позже. Мы сейчас обратились за помощью к федеральным властям: нам явно потребуется дополнительное финансирование.

Если говорить о сотрудничестве с КНР. Вы недавно говорили, что в ближайшее время ЕАО может в несколько раз увеличить экспорт в Поднебесную. Речь шла о сумме в 250 миллионов долларов...

— Цифра вполне реальная. И такой результат, пожалуй, является одним из главных наших достижений. Еще несколько лет назад область вообще не могла говорить о подобных цифрах – просто потому что нечего было экспортировать. Теперь же только наши ГОКи могут приносить десятки миллионов долларов от экспорта. Китайская промышленность заинтересована в наших марганцевых месторождениях.

«Выстрелили» у нас и довольно неочевидные проекты. В ЕАО, например, есть компания, которая производит служебную технику для аэропортов. Вот эти все небольшие машинки, погрузчики, и так далее. Эта ниша в России практически свободная, конкуренции мало. И сейчас предприятие стало поставлять в северный Китай машины для прогрева самолетов в холодное время года. Если все получится, бизнес действительно обогатится – там же огромное количество аэропортов.

Каждый год у нас начинаются разговоры о том, что Еврейскую автономную область вот-вот ликвидируют. Включат или в состав Амурской области, или в состав Хабаровского края.Насколько вообще вероятен такой сценарий?

— Это все слухи, конечно. Когда я заходил в регион, таких разговоров никто не вел. И до сих пор их не возникало. Это, скажем так, информационные последствия нашего долгого экономического кризиса. Много лет никто ЕАО толком не развивал, и потому обсуждались самые разные варианты – в том числе слияние области с другими регионами. Уверен, что даже в самые трудные времена никто бы на это не пошел. Зачем другому региону – причем не самому прибыльному – брать на себя мертвый экономический груз? Сейчас, когда ситуация в ЕАО изменилась, в ее ликвидации тем более нет смысла.

В ходе интервью вы не раз говорили о перспективах, которые откроются перед регионом. Хотелось бы все же немного конкретики. Когда для жителей ЕАО наступит то самое светлое будущее?

— Региону нужно еще пять-семь лет такой же активной работы. Это время, за которое запустятся все наши крупные проекты, область начнет получать доходы от них. Вырастут налоговые поступления, увеличится объем экспорта. Конечно, область не перестанет быть дотационной, но уровень ее экономической самодостаточности вырастет. Если все сегодняшние начинания довести до ума, ситуация в ЕАО изменится коренным образом. Ее больше не будут воспринимать как слабый и бедный регион.

Фото: eao.ru

Сюжет по этой теме
23 декабря 2019, 09:30

РИА «ФедералПресс»: лучшее за год

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.