Top.Mail.Ru
Политика
Забайкальский край
0

«Забайкалье выбралось из затяжного кризиса»

Александр Осипов – об инвестициях, проектах и будущем Забайкалья
Александр Осипов – об инвестициях, проектах и будущем Забайкалья

В этом году Забайкальский край впервые участвует в Восточном экономическом форуме как субъект ДФО. Регион, еще пару лет назад являвшийся одним из наиболее депрессивных, сейчас находится на подъеме. В крае идут серьезные преобразования, накопившиеся годами проблемы наконец-то стали решать. О том, как меняется ситуация в Забайкалье, – в эксклюзивном интервью «ФедералПресс» с врио губернатора Александром Осиповым.

Александр Михайлович, вы практически год находитесь во главе Забайкальского края. Какие самые важные, на ваш взгляд, изменения произошли за это время в регионе?

— Край наконец-то выбрался из затяжного кризиса. Еще в прошлом году Забайкалье находилось в полнейшем упадке. Из-за многолетних долгов были заблокированы счета пятисот бюджетных организаций. В некоторых районах не было денег, чтобы закупить уголь к отопительному сезону. Были огромные долги по зарплатам. Сейчас нам удалось разобраться с этими проблемами. В конце 2018 года край вошел в состав Дальневосточного федерального округа, начались поступления из федерального бюджета, появились субсидии. В этом году на территории края появилась территория опережающего развития «Забайкалье» – и регион стал очень интересным для инвесторов. Словом, удалось решить базовые вопросы, которые касаются обеспечения жизни людей.

Наверняка остается еще много нерешенных проблем…

— К сожалению, да. Все-таки многие вещи копились годами. Сейчас нам нужно развивать нашу экономику. На данный момент объем валового регионального продукта в Забайкалье превышает 300 миллиардов рублей. Этот показатель меньше, чем во многих регионах и России, и Дальнего Востока. Конечно, нужно менять ситуацию, увеличивать активы. Благодаря этому мы сможем улучшить жизнь людей.

f5c4cc94c704d1417ee4b7ff9c9b19e5.jpg

Показательной является наша миграционная статистика. Каждый год к нам приезжают и остаются жить примерно 15–16 тысяч человек. А уезжает 17–21 тысяча человек. И вот чтобы как-то изменить эту тенденцию, надо развивать социальную сферу, делать жизнь людей более комфортной. Развивать городскую среду, давать людям перспективы – особенно для молодых, это ведь наиболее активная часть населения. В этом направлении еще предстоит многое сделать. Хотя, конечно, перемены уже есть.

К слову о молодежи, несколько лет назад в Забайкалье всерьез заговорили о проблеме околокриминального движения АУЕ, которое терроризировало подростков. Как сейчас обстоит дело с этой напастью?

— Надо сказать, что это не какое-то уникальное забайкальское явление, – подобные вещи есть во многих регионах страны, и довольно давно. Просто, может, в крае оно как-то сильнее проявилось. Сейчас это движение уже не является серьезной угрозой для общества. Это, скажем так, такой подростково-уличный жанр. Понятное дело, что все это надо как следует контролировать, и такая работа ведется. Но самое главное здесь – давать подросткам возможность реализовать себя. И речь не только о спортивных секциях или Юнармии. Нужно развивать различные молодежные «движухи», чтобы ребятам было интересно проявлять свои таланты.

Забайкальский край в этом году впервые участвовал в ВЭФ как регион Дальнего Востока. Какие наиболее значимые проекты регион представил на форуме?

— В этот раз мы прежде всего представляем бизнесу инвестиционные возможности региона. Это и добыча полезных ископаемых – золота, лития, урана, ванадия. Это и самый большой пункт пропуска на границе с Китаем, и черноземные почвы – у нас ведь хорошие перспективы в сельском хозяйстве.

be66bbcd724331ce1a444bc26daf24ee.jpg

На форуме мы подписали соглашения, касающиеся освоения Кутинского и Урейского угольных месторождений, деревопереработки, развития финансового сектора. Эти проекты помогут привлечь в край дополнительные капиталы.

О привлечении инвестиций вы говорили в том числе на недавней встрече с президентом России Владимиром Путиным. В ходе встречи обсуждался план экономического и социального развития, который поможет привлечь 1,3 триллиона рублей инвестиций. Насколько вообще реальны эти цифры?

— Совершенно реальны. У нас есть нераспределенные месторождения. Есть месторождения, которые до сих пор не освоены, – инвесторы их просто не потянули. У бизнеса есть большой интерес к нашему лесу. Некоторые компании раньше пытались зайти в Забайкалье, но с ними никто нормально не работал, и потому ничего запустить не удалось. Мы просто взяли и посчитали, сколько денег могут приносить все эти проекты в будущем. Посчитали, сколько затрат на это потребуется, – где-то надо сделать выходы на железную дорогу, где-то выделить земли под строительство инфраструктуры. И поэтому цифра получилась вполне обоснованная. Тем более что у нас уже есть конкретные инвесторы, которые готовы вложить свои деньги.

a8f894af5a2ad230e77dcef7ec4aec48.jpg

Нынешний форум – пятый по счету, юбилейный. На нем в том числе подводят итоги проделанной в ДФО работы. За последние годы в развитие округа вложили действительно много средств. Появились территории опережающего развития, свободный порт Владивосток, программа по выдаче «дальневосточного гектара». На ваш взгляд, насколько успешными оказались эти проекты?

— По-моему, цифры говорят сами за себя. Активно развивать Дальний Восток начали в 2013 году. До этого времени он практически не развивался, шло постоянное снижение экономики. Все ветшало и рушилось. Что сейчас? На Дальнем Востоке идет большая часть всех российских крупных строек. Регионы округа занимают ведущие места по экономическим показателям, сюда идет огромный поток частных инвестиций. Поэтому мне кажется, что поводов для действительно острой критики таких начинаний нет, хотя она, конечно, порой звучит.

06b05b1f7c35044b18a14bc33d099e13.jpg

Вы затронули в том числе сферу сельского хозяйства. Забайкальские фермеры в этом году серьезно пострадали – как от пожаров, так и от наводнения. Насколько успешно получается ликвидировать последствия стихии?

— Да, нашему сельскому хозяйству серьезно досталось. Благодаря помощи из федерального центра мы смогли справиться с последствиями, восстановили большую часть пострадавших объектов. Сейчас в самом разгаре работа по строительству пастушьих стоянок в степи, которые сгорели во время пожаров. Это, как правило, удаленные объекты, к ним нет нормальных дорог, и потому стройка там не самая простая. На стоянке должны быть и место, где могут жить пастухи, и загоны для животных. То есть сами по себе объекты довольно крупные, и стоят они по несколько миллионов рублей каждый. Сейчас их готовность уже превышает 50 %.

71493b4a58d03b58fe048655dc5b77d5.jpg

Фото: ФедералПресс / Артем Кабанков

Сюжет по этой теме
23 декабря 2019, 09:30

РИА «ФедералПресс»: лучшее за год

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.