Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

«Фейковая тема номер один – китайский коронавирус»

По словам Малькевича, фейковые новости про коронавирус – это попытки принизить Китай
По словам Малькевича, фейковые новости про коронавирус – это попытки принизить Китай

В период возникновения резонансных новостных поводов в интернете появляется их фейковое сопровождение. Сообщения, касающиеся коронавируса, не стали исключением. Пользователи социальных сетей начали распространять ложную информацию, которая множится день ото дня, – это и методы защиты от инфекции, и альтернативные причины возникновения вируса, и отличное от официального число жертв, которое традиционно приводится без ссылок на источники. О вирусных фейках журналист «ФедералПресс» побеседовал с членом Общественной палаты РФ, президентом Фонда защиты национальных ценностей Александром Малькевичем.

Александр Александрович, любой резонансный информационный повод вызывает волну ложной информации. Сообщения о распространении коронавируса в Китае не стали исключением. Так как вы занимаетесь темой фейков уже достаточно давно и, думаю, следите за ситуацией сейчас, не могли бы вы для нашего агентства составить некий топ самых популярных ложных сообщений, связанных с коронавирусом?

­— Действительно, все так и есть. Фонд защиты национальных ценностей, который я возглавляю, и наша рабочая группа по защите прав пользователей интернета при Общественной палате РФ тему фейков давно ведут. Безусловно, в этом году тема номер один с этой точки зрения, да и вообще с точки зрения безопасности, – это китайский коронавирус.

Если говорить про топ [фейковых новостей], то, безусловно, на первое место я бы поставил панические сообщения, которые распространяются в зарубежных СМИ и источниках. В этом особенно преуспело радиошоу Хала Тернера, потому что именно он официально (это все-таки средство массовой информации) озвучил информацию о том, что почти 3 млн человек уже инфицированы, что в 10 раз больше людей помещены в карантин, 112 тысяч умерли и трупы свозят и сжигают. Соответственно пошла раскрутка этой информации в американских социальных сетях, потом перекинулось к нам.

На втором месте как следствие – поток сообщений в социальных сетях с перетиранием тезисов о том, что 112 тысяч погибших, тела свозят на мусоросжигательные заводы. В сообщениях говорится со ссылкой на ФБР, что информация абсолютно точная, хотя я задавал публично вопрос: зачем вы, извините, гоните туфту? Федеральное бюро расследований США занимается исключительно внутренней повесткой, а повесткой внешней занимается ЦРУ, может быть отчасти АНБ.

На третьем месте – традиционные фейки, которые у нас используются, когда что-то происходит: «Моя мама (мой папа) работают в Минздраве/МЧС/ФСБ (можно выбрать нужное). Сегодня его срочно вызвали на работу. Вернулся поздно, никому ничего не сказал, отправил в магазин за продуктами, сказал купить на две недели, мы сели в машину, куда-то едем. Куда – непонятно, но мне кажется, началось». В подобном ключе десятки сообщений под разными аккаунтами распространялись в разных социальных сетях для нагнетания паники и жути. Сюда же я приплюсую более конкретные фейковые вбросы о том, что «а у нас в Сибири уже более 100 зараженных», ну и какие-то другие подробности, которые никогда не подтверждались.

На четвертое место я поставлю сообщение о заражении через бананы. В различных фейковых вбросах меняли уже название вируса. Где-то стали писать, что это совсем новый вирус, и он тоже китайский. Нельзя есть бананы – только если их тщательно мыть и ошпаривать, потому что вирус передается теперь уже и через пищу.

Ну и на пятом месте – более юмористический, наверное, фейк, который получил целый ряд подраспространений. Сначала были вбросы: в связи с тем что кругом бушует коронавирус, мужчинам репродуктивного возраста предписано врачами начинать ежедневно принимать алкоголь для дезинфицирующих целей – не менее 250 миллилитров, причем желательно водку и еще более крепкие напитки. Эти сообщения распространялись по групповым школьным чатам в Viber, в «Одноклассниках». Ну, а для того чтобы укрепить веру (женщины, мамы периодически писали, что «вам, алкашам, только бы повод найти»), появился на свет божий и активно распространяется фейковый документ – регламентирующее письмо Минздрава России за подписью врио министра Скворцовой (хотя она уже не министр) о том, что принимать мужчинам подобные напитки действительно необходимо. Вот мой топ-5 фейков.

Где больше всего распространяются фейки? В каких социальных сетях? И какие группы населения больше подвержены влиянию?

— С большим перевесом лидирует «ВКонтакте». На эту социальную сеть приходится почти 40 % всех сообщений. На втором месте– Twitter. А потом уже включаются все групповые родительские чаты в Viber и WatsApp.

О группах населения сложный вопрос. Панике подвержены все, но бьют очень четко, прицельно по родительским чатам, потому что там и папы, там и мамы – там забота о судьбах детей. Это все попадает на благотворную почву, все начинают что-то домысливать. Действительно, тема с водкой откуда взялась? Была речь, что где-то написано: алкогольные напитки крепостью 56 градусов и выше могут убить вирус. Вот, пожалуйста, значит надо пить все очень крепкое. Ну, а то, что заражение коронавирусом произошло на рынке, сразу вызывает панику на тему того, что нельзя вообще ничего на рынке покупать, мытья недостаточно, и так далее и так далее.

К чему может привести распространение такой информации? И кому это выгодно, есть ли бенефициар, на ваш взгляд?

— Здесь сразу несколько бенефициаров. У них все совпадает, сходится одно в другое, потому что безостановочно идет отработка технологий посева паники в масштабах не одной страны и даже не одного континента. Социальные и пиаровские технологи, которые это все запускают, видят, как это работает. Достаточно каждый день добавлять щепотку в общее паническое настроение, и возможны самые разные последствия.

Глобально, если говорить о самом информационном давлении на Китай, бенефициарами могут оказаться и США, и ряд зарубежных стран, потому что в данном случае идет прессинг именно на китайскую экономику, и выгода здесь в том, чтобы принизить Китай, который вышел на лидирующие позиции. И сейчас такой удар – отсечение китайского туризма от мировых рынков. Это уже происходит: одна за другой страны сворачивают авиарейсы, туристические маршруты в целях безопасности.

Как пользователю социальных сетей обезопасить себя от ложной информации? Есть ли здесь какие-то очевидные средства гигиены?

— Это вопрос самый сложный. Дело в том, что глобальных механизмов фактчекинга не существует. Наше государство очень поздно, медленно на все это реагирует. Путь один – выходить и на законодательном уровне обязывать российские социальные сети вводить такой же инструмент проверки информации, который существует и внедряется у того же Facebook. Там сильно все это завязано на человеческом факторе, но тем не менее мы можем встретить случаи, когда пост в Facebook условной Анны Ивановой помечен как неправдивый контент. Нам нужно в наших реалиях идти подобным путем. Иначе ничего хорошего не будет.

Не кажется ли вам, что российские СМИ слишком много внимания уделяют теме распространения коронавируса, что создает еще больше паники? С чем это связано, на ваш взгляд?

— Действительно, наши СМИ слишком много внимания уделяют этой теме. Но их понять можно – мы живем в век хайпа. Были уже примеры на региональном уровне, в Екатеринбурге. Там панику развели местные СМИ о том, что была срочная, экстренная остановка поезда. Ссажен пассажир с коронавирусом. Естественно, эту новость зачитывают до дыр, растут рейтинги, трафик и все такое. Потом выясняется, что остановка поезда была не экстренная, а плановая. Никаких больных пассажиров, которых ссаживали, не было, но в погоне за трафиками СМИ забывают об элементарной информационной гигиене, и вместо того чтобы помогать, они вредят, усиливают панические настроения.

Надо еще понимать, что (не хочу здесь впадать в шпиономанию) существуют и знаменитые украинские фабрики троллей, для которых любая беда, которая была бы реальна в России и касалась России, – это просто как манна небесная. Они свою лепту тоже вносят. Плюс еще обычные тролли и просто идиоты, которые там тоже живут. Ими всеми движет исключительное хайпочувство. Поэтому получается вот так, к сожалению. Просто моральные факторы не работают, нужно усиливать законодательство и вводить практику на российских площадках. В «Одноклассниках» очень много было подобной фейковости. Если бы эти посты размещались только с именем автора и с пометкой, что здесь размещена ложная информация, наверное, это бы образумило часть людей. Кто будет читать человека, который лжет?

Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский

Сюжет по этой теме
7 сентября 2021, 16:55

Пандемия коронавируса

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.