В Екатеринбурге проходит стартап-тур, в котором свои проекты представят инновационные предприниматели со всего Урала. «ФедералПресс» представляет серию интервью с гостями мероприятия. В первом из них гендиректор «Сколково Форума» Екатерина Иноземцева рассказала, что необходимо Свердловской области для развития цифровой экономики, почему для нее не нужно новое министерство и как не превратить цифровизацию в обузу для бизнеса.
В рамках нацпроекта перед всеми регионами поставлена задача развивать цифровую экономику. Готовы ли к этому сами регионы и в особенности – региональные чиновники?
— Конечно, нет и, конечно же, да. Готовность состоит из двух частей. Первая – это моральная готовность что-либо менять и развиваться. Для этого сейчас создается база: ставятся инфраструктурные, образовательные и другие задачи. Другое дело – формирование компетенций. Это не может возникнуть за один день. Потребуется время, чтобы компетенции, необходимые для трансформации регионов, накопились.
Цифровая экономика – не какая-то сущность, которая насаждается сверху. Наоборот, она формируется в регионах. Сначала цифровой подъезд, цифровой дом, цифровой двор, цифровой город, цифровой регион, и только потом цифровая страна. Программа развития цифровой экономики задает некую рамку, направление, в котором нужно двигаться. Она задает единый стандарт, но если здесь, на базе регионов, не будут формироваться новые образовательные программы, не будут предприняты меры против безработицы среди населения, занятого в профессиях, которые попросту исчезнут в момент перехода к цифровой экономике, то мы никуда и не перейдем.
Каковы общие требования к регионам по переходу к цифровой экономике?
— Заповедей две, и, как бы взаимоисключающе они ни звучали, нужно следовать обеим. С одной стороны, есть целевая картина, которой нужно достичь, в том числе и с точки зрения стандартов цифровизации; с другой, нет задачи внедрять единую систему.
Уже неоднократно звучали идеи, например, со стороны Москвы, которая достаточно далеко шагнула в цифровизации государственных услуг: давайте мы внедрим везде собственные стандарты. Но такой задачи нет. Задача в том, чтобы возникающие или развивающиеся системы были комплементарны и в рамках страны работали, не противореча друг другу.
Каждый регион должен являть собственные решения, не говоря уже о том, что задачи, которые стоят в Якутии, кардинально отличаются от тех, что стоят в Белгородской области. Якутия начала с того, что просто прокидывала оптику, потому что там есть огромные пустые пространства. Это совершенно иная задача установления связи и формирования инфраструктуры, чем в густонаселенной европейской части. Так как страна слишком большая, даже инфраструктурно единой задачи перед всеми поставить нельзя.
Какими могут быть специфические проблемы Свердловской области?
— Так как Урал – традиционно очень развитый промышленный регион, то основная задача – цифровизация взаимодействия с бизнесом, с промышленностью. Когда мы не так давно в одном из регионов говорили про цифровизацию, нам говорили, как цифровизируются услуги для населения. Безусловно, это важно, но на уральских территориях очень важно и установить цифровизацию взаимоотношений с промышленностью, причем не только государства и промышленности, но и промышленности с населением. Только когда все эти связки будут установлены, мы сможем говорить, что экономика в регионе цифровизовалась.
Я говорю, например, о цифровизации всего, что связано с региональными налогами. Понятно, что ФНС достаточно хорошо цифровизована, но упрощение взаимодействия между региональными властями и промышленностью в данном случае действительно критически важно. Направление запросов, получение разрешений, экологический мониторинг – все эти элементы должны быть цифровизованы на уровне промышленных регионов. Недостаточно создать МФЦ и получать единую карточку оплаты квартиры.
Вспоминается дискуссия, когда Минпромторг хотел для развития ГИС «Промышленность» собирать с предприятий массу информации. Тогда бизнес воспринял это достаточно негативно.
— Конечно, потому что это очередной круг сдачи пачек бумаги в некую базу. В АСИ есть хороший проект, который посвящен тому, чтобы регионы формировали задачи цифровизации именно в части обработки больших данных. Первая проблема, с которой столкнулись, – то, что больших данных нет, нет качественного отбора данных, которые можно было бы обработать и цифровизовать. С одной стороны, задача, которую ставил Минпромторг, правильная, но мы бы снова получили просто ворох бумаги, неразмеченных данных, с которыми надо что-то делать. Важно не собирать в очередной раз какие-то данные, а задать правила сбора этих самых данных и уже потом внедрять элементы того, как они обрабатываются и используются. Недостаточно собрать отчетность – надо понимать, зачем мы ее собираем. Все предприятия сдают такое количество финансовой, управленческой, статистической отчетности, что бери и пользуйся. Нужно внедрять не новые форматы отчетности, а механизмы обработки существующих данных.
Была идея портала, на котором предприятия обменивались бы информацией о свободных мощностях, о том, где можно разместить заказ.
— Это должно быть на уровне взаимодействия между самими предприятиями, должно быть обусловлено коммерческой логикой. Почему государство должно вмешиваться в эти процедуры? Если предприятиям нужно, они обмениваются этими данными, если не нужно, они не будут обмениваться. Вмешательство государства любого уровня в коммерческую деятельность недопустимо. Соответственно если предприятиям с точки зрения продажи услуг важно, чтобы был такой портал, пусть они его сами создают исходя из коммерческой логики, а не из того, что государство сказало: «Сделайте портал, вам так будет лучше».
Как можно цифровизовать отношения промышленности с населением?
— Население – это конечный потребитель продукции, которую формирует промышленность. Если производство ближе к человеку как к потребителю, то есть онлайн-торговля. Если мы говорим о тяжелой промышленности, то тут до конкретного человека очень далеко, но есть отношения с точки зрения рабочих мест, получения дополнительного образования, отношения с человеком как сотрудником. Их легко можно цифровизовать.
В чем же тогда остается роль государства?
— В том, чтобы задать рамку и установить единые правила для всех. Государство должно ставить задачи и объяснять правила, по которым ведется цифровая игра. А реализация задач спускается вниз. То есть государство на федеральном уровне сказало: целевая картинка вот такая. Регион сказал: хорошо, мне для достижения той картинки нужно сделать раз, два, три. А другому региону нужно сделать «пять, шесть, восемь», то есть другие какие-то пункты. На региональном уровне проще это контролировать и ставить задачи, потому что именно регионы понимают специфику своей деятельности. Большая федеральная задача детализируется и ставится конкретно в каждом конкретном федеральном округе и регионе.
Должно ли быть в каждом регионе министерство, которое непосредственно занималось бы цифровым развитием? Губернатору Евгению Куйвашеву советовали создать его в Свердловской области, но он не видит в нем необходимости.
— Я тоже ее не вижу. Зачем создавать еще одну структуру, которая будет плодить бумажки, ставить задачи и отчитываться? Существует система управления из министерства экономического развития, министерства промышленности, министерства образования, которые вовлечены в реализацию проекта «Цифровая экономика». Лучше подумать о том, как их работу направить на реализацию программы, чем создавать еще одну контролирующую надстройку.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Национальные проекты