Общество
Общество
Москва
0

«Создатели онлайн-курсов могут стать востребованнее программистов». Эксперт – о ключевой профессии 2020 года

Профессия создателя онлайн-курсов в новых условиях может стать одной из ключевых в мире
Профессия создателя онлайн-курсов в новых условиях может стать одной из ключевых в мире

Пандемия коронавируса резко меняет картину мира, заставляя людей искать альтернативу привычным занятиям. С трудностями перевода сотрудников на дистанционную работу столкнулись предприниматели, полный переход на онлайн-обучение для школьников и студентов тоже вызвал вопросы. Как оказалось, несмотря на обилие инструментов и возможностей, организовать процесс обучения грамотно под силу далеко не каждому образовательному учреждению. В этих условиях становится очевидным недостаток в России специалистов сферы интернет-образования. Профессия instructional designer пока не имеет корректного перевода на русский и предполагает умение грамотно выстроить систему онлайн-обучения людей. Специально для «ФедералПресс» Алиса Мясищева рассказала о перспективах своей специальности.

Расскажите подробнее о себе и о том, где вы работаете.

— Я два с половиной года живу в Канаде, работаю в IT-компании, которая занимается созданием программного обеспечения для горнодобывающей промышленности, Я делаю онлайн-курсы для клиентов. До этого я работала бизнес-тренером в Москве, но, переехав, решила, что недостаточно хорошо знаю местную специфику и решила поменять специальность на более техническую. У меня есть IT-бэкграунд: по образованию я программист. К тому же в России я сама прошла очень много онлайн-курсов. Сейчас мне кажется, что за профессией instructional designer будущее: из-за карантина все резко переходят на удаленную работу. Если раньше было проще собрать всех в одной комнате и прочитать лекцию, то сейчас это все уже неактуально, потому что гораздо проще сделать онлайн-курс и попросить сотрудников пройти его в комфортном темпе.

Что из себя представляет по-настоящему хороший онлайн-курс?

— Во-первых, онлайн-курс – это не просто живой тренинг, переведенный в онлайн-формат. Сложно просто сидеть перед компьютером и слушать лектора, при этом усваивать информацию. Онлайн-курс – это гораздо более концентрированная информация, много интерактива, потому что человек, который пассивно слушает лекцию, через полчаса ее забудет.И это вовлекающий, интересный и красивый графический материал. Не обязательно суперкрутой дизайн, но чем красивее это выглядит, тем приятнее учиться, это актуально не только для детей, но и для взрослых.

Можете назвать, на кого стоит равняться, создавая онлайн-курсы?

— Сложно называть каких-то мастодонтов, но есть, например, ресурс E-Learning Heroes, где дизайнеры выкладывают свои работы, проходят какие-то челленджи. Люди хвастаются тем, что они могут сделать с помощью простых инструментов, и делятся друг с другом информацией.

Могу назвать качественными все курсы, которые есть на lynda.com. Это хороший стандарт для ориентирования. В курсах не очень много интерактива, но сам контент сделан очень профессионально. Получить сертификат об обучении от какого-нибудь известного колледжа можно на сайте Coursera, но качество подачи материала там очень варьируется. На этом сайте регистрируются учебные заведения, последнее время там начали появляться курсы и на русском языке. Прийти с улицы и залить свой курс можно на Udemy. Если он будет популярен, то принесет создателю прибыль.

А насколько прибыльна сама эта профессия?

— Мне сложно говорить про зарплаты, я могу только примерно говорить о Канаде. Раньше создатели онлайн-курсов получали на 30 % меньше, чем программисты, а сейчас эти профессии должны выровняться, поскольку спрос на специалистов существенно вырос.

Как обстоит дело с рынком профессии в России на сегодняшний день?

— Пока я была в России, я проходила несколько онлайн-курсов и заметила, что через интернет обучали либо айтишников, либо сммщиков. Каких-то курсов интересных по другим профессиям я не видела, хотя уже тогда появился проект open.edu. В учебных же заведениях все на очень плохом уровне, при этом нет совершенно какой-то базы, есть случайные курсы. Отдельные продвинутые преподаватели проводят уроки дистанционно, но культуры онлайн-обучения как таковой нет. В Канаде и США дела обстоят куда лучше. У большинства учебных заведений есть какая-то часть онлайн-курсов и даже полноценных программ, это необходимо, и все этим пользуются.

Россия в принципе любит подхватывать яркие тренды, есть специалисты Сколково, которые любят развить суперсовременную идею, но на уровне крупных консервативных компаний делать это мало кто хочет. В Америке такие нововведения начали использовать давно и внедняют постепенно, поэтому все происходит естественным путем. На специалиста по e-learning можно выучиться в университете.

В России учат быть методистами, но методист составляет учебную программу и пишет учебники. Структурированного же полноценного валидного обучения нет. Отдельные курсы ведут в интернете, но, скорее всего, это люди, которые были учителями и переквалифицировались или наоборот были специалистами в своей сфере и сами во всем разобрались. Если у кого-то найдется достаточно возможностей и авантюризма, то в России можно поставить это дело на поток. Даже если это и не золотая жила, в скором времени может оказаться очень и очень прибыльным бизнесом.

Возможен ли, на ваш взгляд, в будущем полный переход всех школ и университетов на онлайн-обучение?

— Вряд ли это необходимо. Обучение с присутствием человека гораздо более эффективно, присутствие учителя и обратная связь делает процесс по-настоящему результативным.

Другое дело, если в онлайне будет проходить та часть обучения, которая эффективнее именно в таком формате, например, лекции, а вживую – практическая часть или индивидуальные консультации. Своего рода репетиторство. Безусловно, читать одну и ту же лекцию из года в год большой аудитории просто нерационально, гораздо лучше один раз ее качественно записать и тиражировать неограниченное количество раз. У ученика в этом случае будет возможность прослушать ее в комфортном темпе, поставить на паузу. Уделить больше внимания не конспектированию каждого слова, а пониманию материала.

Существует также такое явление как blender learning – смешанный формат обучения. Соотношение онлайн- и офлайн-обучения должно зависеть от сферы. Хотела привести в качестве примера, где необходимо учиться только «живьем», искусственное дыхание, но вспомнила, что один госпиталь в Ванкувере уже начал проводить курсы первой помощи с использованием VR. Так или иначе, даже то обучение, которое требует много практики, можно частично перевести в онлайн-формат.

Фото: ФедералПресс / Елена Майорова

Сюжет по этой теме
4 февраля 2020, 17:59

Пандемия коронавируса

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Подписывайтесь на Email рассылку
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Push 1