Протесты в США уже провоцируют вторую волну коронавируса. Однако активисты не останавливаются. Вслед за уличными акциями происходят погромы магазинов, сносятся памятники. Расовая тема из Америки уже перекочевала в Европу. Кто стоит за протестами в США и Европе, кому они выгодны? Что ждет Дональда Трампа? И какие последствия протесты могут иметь для мира и как отразятся на отношениях Запада с Россией? Об этом в эксклюзивном интервью «ФедералПресс» рассказала член Общественной палаты РФ Мария Бутина.
Флойд – не повод
Мария, в чем причина протестов в США? Как они вообще зародились, если не брать во внимание лишь повод с убийством Джорджа Флойда?
—Причиной этой ситуации является не только исторический вопрос. Это глубинный кризис, который долго замалчивался в американском обществе. Первая причина – историческая, наличие рабства. Афроамериканцы подвергались гонениям. Даже с отменой рабства ситуация улучшалась еще длительное время, и к конечному равенству де-факто они так и не пришли.
Здесь важно отметить, как живут чернокожие. Это гетто, отдельные районы. Афроамериканцы живут часто на пособия, а руководство США пыталось таким образом откупиться от них. Но деньги, данные на выживание, еще не означают равноправие. В США до сих пор ограничен доступ к образованию. 25 % американских школьников даже не заканчивают старшие классы. И в гетто доступ к образованию затруднен.
Когда я находилась в американской тюрьме, со мной сидело много чернокожих. Некоторые из них не умеют читать и писать, и мне даже приходилось учить их математике.
Большинство обвиняемых в США признают себя виновными. Шансы оказаться в тюрьме у чернокожего в пять раз больше, хотя афроамериканцы составляют около 13 % населения США.
Еще одна причина – попытка коллективного пересмотра истории. Человек, который не знает истории, обречен на то, чтобы ее повторить. Снос памятников страшен сам по себе, например, монумента Колумбу – человеку, который открыл Америку. Но это и слабость власти. Президент делает заявление, что готов подавлять протесты с помощью армии, а министр обороны ему противоречит. Эту нестабильность во властных кругах люди хорошо чувствуют.
Важный фактор – пандемия. В США ослаблена группа, на которую ориентировались американские власти: многие потеряли работу, бизнес нестабилен. Опора на средний класс теряется.
Это еще и вопрос идеологии – правой и левой. С одной стороны, требование полного фактического равенства, с другой – правые, которые требуют руки рынка, могут выступать и против чернокожего населения, равноправия для них.
Общая политика властей во время пандемии коронавируса среди прочих факторов спровоцировала протесты?
—Вне сомнений. За примерами далеко ходить не надо. Было заявлено, что людям выплачиваются пособия. В России в этой связи были баталии: посмотрите, в США выплачивают. Но обещать – не значит жениться. Посмотрите статистику американских университетов, даже не все смогли оформить заявку на пособия. Да и сумма от 600 до 1200 долларов. У меня была небольшая квартира, далеко не центр Вашингтона, аренда обходилась около 2 тысяч долларов в месяц. А прибавьте к этому стоимость лекарств, еды.
О пересмотре истории и сносе памятников, не только Колумбу, но и Теодору Рузвельту. На ваш взгляд, чем Рузвельт-то протестующим не угодил?
—Дело не в самом Рузвельте. Он восседает на коне, рядом находятся индеец и чернокожий. Якобы в этом читается приоритет белой расы над другими. Но тогда можно в чем угодно увидеть расизм. До абсурда доходят, переходят все границы, когда говорят, что снег, возможно, белый – это не толерантно. Историю нельзя переписывать. Иначе мы не сможем извлечь из нее уроки. Можно провести аналогии с Великой Отечественной войной: как можно делать выводы о начале войны, без учета 1938 года и всех обстоятельств и баталий, которые привели к заключению пакта Молотова – Риббентропа?!
Почему героем афроамериканцев стал именно Флойд – человек с сомнительной репутацией?
— Здесь дело не в самом Флойде. Я думаю, мог быть кто угодно. Личная репутация человека в данном случае роли не играет. Конфликт зрел. В психологии это называется триггер, некий спусковой фактор. Полиция превышала свои полномочия и в отношении белых, и в отношении чернокожих. Но почему сейчас? Очевидно, протесты хорошо финансировались и подогревались из американского истеблишмента.
На ваш взгляд, не перерастают ли отдельные действия активистов в чернокожий расизм, когда, например, средь бела дня избивают белую девушку или начинают угрожать белым, которые высказываются в поддержку Black Lives Matter?
—Эта история не нова. Например, протестующие в Сиэтле выдвигают требования, чтобы чернокожие пациенты обслуживались исключительно чернокожими медиками. Существуют программы в известных университетах, на которые принимают только не белое население. А все эти поцелуи ботинок – показуха просто. Они не ведут ни к какому равноправию на самом деле. Естественно, это еще больше злит людей. Если они равны, то должны быть равные права во всем. И это не должно обсуждаться.
Чего вообще добиваются протестующие? В политическом, социальном смысле? Ведь «чтобы просто людей не убивали» – это же утопия. Все возможно, и в нашей стране порой полицейские превышают полномочия. И все эти случаи расследуются и у нас, и в США, насколько я понимаю.
—Это интереснейшая тема. Если посмотреть на требования протестующих, кроме как «будем жить лучше» – это явно не требование. Такая просьба толпы, которая не знает, чего хочет. Единственное, более или менее сформированные требования в Сиэтле, который провозгласил себя независимой территорией и выдвинул требования Вашингтону. Они просят запретить любое применение силы полицейскими до того, как будет принят справедливый закон. Как это будет выглядеть, страшно предположить. Один из факторов поддержания порядка в государстве – это монополия государства на применение силы. Государство должно иметь право применять санкции. В противном случае полицейских бросают на произвол судьбы. Получается, к ним тогда можно силу применять.
Интересная и неоднозначная тема о пересмотре всех дел с участием чернокожих. Вспомните историю с начала девяностых, когда чернокожий спортсмен убил свою жену. Его вина была всячески доказана, но присяжные оправдали. Потому что присяжные в основном были чернокожие, а адвокаты выстроили защиту о гонениях по расовому признаку. Подсудимый заявлял, что свою жену (она, кстати, белая) не убивал. Что занимательно, через пару лет суд принял решение, что гражданин обязан выплатить репарации семье любовника жены. Как можно быть виновным или невиновным одновременно? Если человек виновен, он выплачивает репарации, а если нет, то о каких выплатах речь?
Показательно, что чернокожие требуют в Сиэтле бесплатного среднего образования. Это говорит о проблеме с доступностью образования в США, о чем я уже говорила. И просят дополнительных субсидий на аренду жилья. Сейчас им дается частичная компенсация, но это специально выделенные районы, гетто. Да, чернокожие хотят достойного уровня жизни.
Требования протестующих в Сиэтле мы увидим в том или ином виде в других штатах. Но протест разогревается не для того, чтобы что-то изменить. А для того, чтобы убрать Трампа. Поэтому протестующие в других штатах и не спешат выдвигать свои требования. Возможно, мы увидим их требования после президентских выборов, когда нужно будет этот протест гасить.
Закулиса расовых протестов
А кто может быть политическими лидерами протестующих, какие мотивы они могут преследовать?
—Безусловно, это борьба элит между демократами и республиканцами. Демократы пытаются взять политический реванш и не допустить переизбрание Трампа на новый срок. Полномасштабная война против президента. В тот момент, когда Трамп заявил о введении войск, губернаторы штатов сказали: «Мы не поддержим». Это момент противостояния президенту во всем. Мы видим выступления политических лидеров, «преклоняем колено». Они высказывают свою солидарность с протестующими. Одно заявление мэра Нью-Йорка о желании выпускать заключенных чего стоит. Фактически они заявляют боевые единицы в протест. Это саботаж Трампа.
Другой разговор, что это опасная игра. И смогут ли они удержать ситуацию до президентских выборов? Бунт бессмыслен и беспощаден. Если ситуация выйдет из-под контроля, мы получим вместо Соединенных разъединенные Штаты. Достаточно почитать классиков психологии толпы и понять, что толпа неконтролируема, как и бунт. Думаю, что демократы ведут очень опасную игру в этом случае.
Кто из элиты может стоять за протестами? Пресловутый Билл Гейтс?
—Любой протест должен иметь ярко выраженного лидера, то есть человека, за которым идут массы. А здесь лидеры за кулисами. Власть нейтрализует обычно верхушку протеста, а тут некого срезать. Это говорит о том, что кто-то подсказывает, как сделать. Игрокам американского капитала это выгодно. Страшнейший цинизм ситуации заключается в том, что на фоне падения безработицы и других проблем состояние олигархов в США выросло. Кто-то зарабатывает на покупке и продаже акций. Это огромный бизнес. Достаточно вспомнить Сороса, который делает деньги на нестабильности государств, разваливая эти системы.
Другой вопрос заключается в том, что на Америку как на страну всем наплевать. И это страшно. Когда у государства нет настоящего, нормального патриотизма, страна – уже не страна, а просто бизнес.
Есть конспирологическая точка зрения, что Трампу выгодны протесты – якобы так он сможет заручиться поддержкой белого консервативного большинства на выборах – тех американцев, которые хотят навести порядок. Как вы к ней относитесь?
—Я так не думаю. То, что происходит, для Трампа неожиданность. Логика его поведения спорно эффективна. Единственное, он сделал какие-то заявления в твиттере и умудрился вмешаться в войну с самим «Твиттером». Но происходящее – момент истины для Америки. Кто победит в данной ситуации? Либо демократы, которые разжигают протесты и поддерживают определенную часть населения (и есть роль латиносов в этой истории). Либо Трамп не победит, либо средний класс устанет от лозунгов и поддержит Трампа. И это вопрос не рейтинга. Он скорее в антирейтинге. Сколько будет тех, кто пойдет голосовать за кого угодно, лишь бы не за него? И это голоса демократов.
Интересно, а есть ли поддержка у Трампа среди чернокожего населения?
—Удивительно, но я наблюдала за этим процессом во время президентских выборов в 2016 году. Много чернокожих поддерживали Трампа, потому что он обещал рабочие места. И это действительно произошло. Но тут случилась пандемия, и около 43 млн американцев теряют работу. Кто эти люди? Прежде всего, работники сферы услуг. Хотя большая часть потерявших работу – не чернокожие, а латиноамериканцы.
Но в целом потери среди чернокожих от пандемии выше. Они живут в гетто, со слабой медицинской помощью. Видя это, чернокожие спрашивают: нам обещали рост экономики, а на самом деле власть вместо серьезных заявлений об угрозе Covid-19 что-то пишет в твиттере. Трамп довольно легкомысленно отнесся к проблеме. Это вылилось в тысячи смертей. Обманутые ожидания привели к тому, что чернокожее население движется не в сторону Трампа.
Почему Трамп до сих пор жестко не подавил протестующих? Боится потерять черные голоса на выборах?
—Скорее всего, вы правы и в том, и в другом. Во-первых, у него уже есть раскол в элитах. Далее – в США существует закон, предусматривающий ситуации, когда президент может и когда не может ввести в Штаты нацгвардию без разрешения губернаторов и местных властей. Этот запрет можно обойти, но это будет новый виток конфликта. Губернаторы демократических штатов уже отказали ему в использовании силы. Если Трамп будет решать вопрос силовыми методами, непонятно, чем для него закончится. Более того, это может обернуться полномасштабной войной.
На некоторых фотографиях можно увидеть людей с оружием и в военной форме с нашивками Black Water. Это частная военная компания, привлекать ее могут силовые ведомства США (включая ЦРУ, ФБР), а также Белый дом. Так что существует инструмент для подавления. Если это действительно делается в обход Конгресса, тогда это просто неуважение к демократической системе. Надеюсь, сотрудников ЧВК наняли некие представители бизнеса для своей охраны. Но вы же сами понимаете, что такая версия маловероятна.
Говорят, что среди зачинщиков акций протеста немало мексиканцев. С чем это может быть связано?
—Вообще проблеме испаноговорящего населения США уделяется мало внимания. В Америке есть расхожее выражение «the dog that hasn't barked yet», которое означает «собака, которая еще не гавкнула». Если перевести по смыслу, то это некий важный факт, который в обществе не замечается.
Чем важны испаноговорящие? Иммигранты невероятно выгодны демократам. Особенно нелегальные. И за латинос идет огромная борьба. Давайте посмотрим на данные испаноговорящего населения на юге США. Например, в Калифорнии, Техасе, Аризоне. Прирост за последние 20 лет составляет 150–200 %. И это в основном нелегалы. Они дешевле, их можно не оформлять официально на работу. Нам эта проблема знакома.
Легальные мигранты были за Трампа – они бюрократические проволочки преодолели. Сейчас же нелегалам, которые ничего не делали, просто дадут гражданство. Конечно, легалы были против такого поворота. Этот фактор в протестах тоже сыграет свою роль, и демократы будут опираться на это население.
Протесты из США перекинулись на Европу. В чем их отличие?
— Причины у американского и европейского протеста разные. С одной стороны, европейский протест – безусловно, distortion, или искажение. В русскоязычной версии это как круги на воде. Америка сегодня – суперсильная держава. И все, что там происходит, отражается на мире, особенно на странах, попадающих в сферу американского влияния.
Протест все-таки разный. В США речь идет о произволе полиции, плюс элитарный конфликт. В Европе межрасовый, и борьба за справедливость там несколько иная. Исторические предпосылки разные, как и экономическое состояние в связи с пандемией. Но то, что одно является следствием другого, несомненно.
Фото: unsplash.com