Top.Mail.Ru
Общество
Ханты-Мансийский автономный округ
0

«Будет тяжело!» Психолог о возвращении югорских школьников за парты

«Будет тяжело!». Психолог о возвращении югорских школьников за парты
В Югре почти 230 тысяч школьников сядут за парты в новом учебном году

Правительство Югры объявило о начале учебного процесса в режиме офлайн с 1 сентября. Об этом стало известно в ходе заседания постоянной комиссии по развитию местного самоуправления. Губернатор округа Наталья Комарова сообщила, что в этом году в регионе за парты сядут почти 230 тысяч школьников. Это значит, что летняя передышка и предшествующие «карантикулы» заканчиваются для детей и их родителей. Как настроиться на учебный год на спаде пандемии, безболезненно адаптироваться к школьному процессу и не переживать из-за ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, «ФедералПресс» рассказала практикующий психолог Ханты-Мансийска Мирина Дмитриева.

Марина Викторовна, какие распространенные проблемы или беспокойства вне зависимости от пандемии вызывает у детей новый учебный год?

— Основная и самая частая причина тревожности ребенка, с которой обращаются родители в октябре-ноябре, – нежелание ходить в школу. Это происходит из-за того, что детям прививают неправильную мотивацию. В психологии существуют три главных компонента: социальный – друзья и общение, познавательный – получение новых знаний и мотивация – зачем я это делаю? Чаще всего родители как говорят? «Ты пойдешь в школу, чтобы получать пятерки», формируя тем самым неверную установку. Родителям лучше вспомнить, какие у них воспоминания о школе, что было радостного, и рассказать, почему школа – это интересно. Если такого нет, тогда родителю стоит обратиться к психологу, чтобы вместе скорректировать мотивацию ребенка.

Когда проходил режим самоизоляции, с какими психологическими трудностями столкнулись родители Ханты-Мансийска?

— Основная часть посетителей обращалась с агрессией. Агрессия на учителей, на ребенка, на ситуацию. Многие ощутили беспомощность, что они не могут изменить образ жизни, не могут помочь ребенку с уроками, уменьшить нагрузку. Ситуация была новая для всех, и каждый справлялся как мог: кто-то быстрей, кто-то медленнее. На сеансах я применяла теорию американского психолога Элизабеты Кюблер-Росс. Она разработала кривую, в которой описала стадии того, как люди привыкают к новым изменениям, – отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. Мы смотрели, на какой стадии находился человек, корректировали поведение. Также советовала родителям держать контакт с педагогом, спрашивать, чем помочь школьнику и учителю. Осенью, думаю, будет легче. Хоть с ошибками, но систему дистанционного образования обкатали, и у всех есть представление, что это такое.

После дистанционного обучения детям и учителям вновь придется выстраивать отношения, какие советы можно дать и педагогам, и родителям, и школьникам?

— Совет один – терпение. И учителя, и взрослые должны помогать детям. Вспоминаем, как нам самим было тяжело выходить после самоизоляции на работу, и представляем, как тяжело это сделать детям. Вначале они могут отказываться ходить в школу, говорить: «Мы же не ходили и учились, зачем сейчас идти?» Поэтому снова возвращаемся к мотивации. Набираемся терпения и объясняем: «Нет, мы все равно пойдем в школу, будет тяжело, но это необходимо». Если ребенок начал учиться и у него не складываются отношения с преподавателями, главное – не принижать статус педагога: не обсуждать при ребенке и с ребенком классного руководителя или учителя. Иначе ребенок будет приходить в школу и не видеть авторитета в учителе.

Сколько времени понадобится ребенку, чтобы влиться в рабочий ритм?

— Адаптация проходит около двух месяцев, не важно, это переход в новую школу или выход с дистанционки. Два месяца – это норма. Дети привыкают к новым условиям, одноклассникам, рабочему зданию, учебному режиму. Родителям в этот период необходимо наблюдать. Может проявляться тревожный сон, беспокойство, отказ от приема пищи. Поэтому вместе с ребенком взрослым предстоит настроится на новый режим. Чтобы быстрей влиться в работу, можно сделать график, который необходимо соблюдать и родителям, и детям. Есть очень хороший метод «тайм-блокинг», где мы разбиваем наше время по блокам. Эту же практику можно применить для школьников. Не нужно после школы усаживать ребенка за домашние задание; необходимо время на отдых, хобби, прогулки, помощь в домашних делах.

Уже известно, что в середине сентября дети будут сдавать всероссийскую проверочную работу. Как объяснить ребенку, что это важно, но не критично, если он ее не сдаст?

— На самом деле дети уже привыкли к ВПР, ЕГЭ и ОГЭ. Несомненно, они переживают, испытывают стресс, истощения, многие недосыпают, перестают есть. Чтобы такого не происходило, нужно объяснить, что мир не рушится, и не превращать тройку или двойку за ВПР в вечную неудачу. Задача родителей объяснить, что это обычная проверка знания и жизнь после неудачного экзамена не закончится. Конечно, надо готовиться, планировать учебный процесс, но не нужно задирать планку.

В школах процесс обучения начнется в условиях строгого соблюдения санитарно-эпидемиологических требований. Как объяснить ребенку, что нужно выполнять рекомендации?

— Здесь личный пример должны показывать родители. Если ребенок видит, что взрослый не носит маску, не соблюдает дистанцию и не пользуется средствами защиты, то он думает: «А зачем мне это делать?» Также, если вы упустили разговор о коронавирусе, что эта за болезнь, как она протекает, какие меры нужно принять для защиты себя, стоит вернуться к теме.

А если родители переживают за здоровье ребенка и нервничают, как сделать так, чтобы это беспокойство не передалось малышу?

— Нужно понимать, что это новая ситуация для нас для всех. И ребенку так и объясняем: «Знаешь, мы никогда в жизни с таким не сталкивались. Никогда не носили масок, но сейчас не только мы с тобой ее носим, но и весь мир, потому что это новая болезнь». И вот когда родители начнут раскладывать беспокойство по полочкам: а почему, как и зачем, то они устаканят эту тревожность.

В Минпросвещения России сообщили, что с 1 сентября страна выходит на учебу в очном формате, но что делать, если снова придется перейти на дистанционку?

— В первую очередь не стрессовать родителям, потому что именно они начинают больше переживать. Дети в этом смысле меньше подвержены панике, если, конечно, мы не говорим про гиперответственных выпускников. Большая часть учеников воспримет дистанционку как время каникул. Поэтому нужно просто отпустить ситуацию. Это не навсегда. Нервное состояние родителей только ухудшит отношения с ребенком. Если вновь начнется онлайн-обучение, нужно выстроить систему. Можно изучить, как пользоваться электронными ресурсами, например, чтобы без проблем находиться на уроке в Zoom. Можно созвониться с другими родителями, а лучше скооперироваться, чтобы вместе пройти этот путь. Например, если вы работаете и не можете помочь ребенку с уроками, можно попросить оставить ребенка с родителями других учеников, чтобы дети занимались вместе, а вы были спокойны, что ребенок выполняет задания.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Елена Майорова, Полина Зиновьева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.