Top.Mail.Ru
Общество
Пензенская область
0

«У нас в семье 17 детей». Социальные проекты нового сенатора Совфеда РФ Марии Львовой-Беловой

Недавно Мария стала одним из победителей конкурса «Лидеры России – 2020»
Недавно Мария стала одним из победителей конкурса «Лидеры России – 2020»

Марию Львову-Белову хорошо знают в Пензе. Она руководит НКО «Квартал Луи» и активно участвует в социальной жизни региона. Недавно она стала одним из победителей конкурса «Лидеры России – 2020», где представляла Пензенскую область, а 21 сентября губернатор Иван Белозерцев подписал постановление о назначении ее на пост сенатора в Совет Федерации РФ. О социальных проектах нового члена Совфеда, их реализации и технологии внедрения людей с ограниченными возможностями в повседневную жизнь общества – Мария Львова-Белова рассказала «ФедералПресс» незадолго до назначения.

«Могу использовать победу как инструмент»

По словам самой Марии, признание ее заслуг ей приятно. Однако новый сенатор от Пензенской области не забывает, что за всеми победами стоит не только она одна, а целая команда.

«Я амбициозный человек, но, в то же время, понимаю, что награды и победы – это не лично мои заслуги. Мы получаем это вместе с командой. Одна я бы не сделала ничего, нужна комплексная работа. Иногда даже жалко, что все сливки достаются мне. Но все победы, вся известность дают возможность продвигать проекты – то, что важно для меня. Я могу использовать это как инструмент. Каждая победа – новый уровень темы, проекта. В этом, наверное, и есть ключевая задача наших побед и наград», - рассказывает она.

Мария Львова-Белова давно занимается проблемами людей с ограниченными возможностями. На протяжении шести лет вместе с коллегами они решают проблему, которая существует во всей России: выпускники детских домов с инвалидностью попадают либо в дома престарелых, либо в психоневрологические интернаты. Если даже кому-то посчастливится получить свою квартиру, как правило, ее характеризует удаленность от областного центра. Отсутствие возможности трудоустройства и получения дальнейшего образования – в общем, такая же изоляция, только в своих четырех стенах с соцработником раз в неделю, уверена Мария.

«До этого мы решали проблемы людей с инвалидностью, которые живут в детских домах Пензенской области, и в какой-то момент поняли, что это для нас определенный вызов. Мы с детьми занимаемся, при этом понимаем, что будущего у них нет. Так получилось, что я поехала в Австрию, где изучала опыт создания общественно-государственных центров. Вернувшись в Россию поняла, что сделать то же самое мы не можем. Мы – региональное НКО, у нас есть только желание помочь тем ребятам, с которыми долгое время работаем. И в какой-то момент было принято решение, что нужно пробовать перенести западный опыт к нам – хуже точно не будет. Тогда мы создали первый проект «Дом на Березовском» – это небольшой частный дом, который мы перестроили под особенности ребят-колясочников», - отмечает она.

Другой проект, новую организацию, они назвали «Квартал Луи» в честь джазового музыканта Луи Армстронга. Дело в том, что сама Мария по образованию дирижер джазового оркестра. Вместе с единомышленниками они подумали, что музыка – это то место и состояние, где нет разницы – с инвалидностью ты или нет. Ребята с инвалидностью импровизируют тем, что им дала судьба, на пути к созданию своей непревзойденной мелодии жизни. В этом заключается философия «Квартала Луи».

«Все наши проекты строятся на трех основных столпах – обучение, проживание и труд. В наш первый адаптивный домик заехали пять ребят из детского дома. Они продолжали образование, кто-то учился в школе, кто-то уже поступал в вуз. Мы попытались устроить их на работу, понимая, что самое главное для них – быть востребованными. Но никто из наших меценатов не согласился их взять, поэтому мы решили создать свои площадки. Так у нас появились свои типография, хостел, цех по производству полуфабрикатов, кафе и гончарная мастерская. Это все – места для работы наших резидентов», - продолжает она.

«Дом на Березовском» предполагает временное проживание ребят, когда их готовят к взрослой жизни на протяжении 3-4 лет, потом они начинают жить самостоятельно. Решить вопрос с жильем, работой им помогают. Но есть люди с тяжелой формой инвалидности, которые вряд ли смогут жить самостоятельно, за ними нужен определенный уход.

«Через два года мы открыли активный пансион «Дом Вероники», где находятся ребята с тяжелой формой инвалидности, с ними постоянно работают специалисты. Здесь уже нет ограничений по проживанию. Сейчас в двух домах у нас живет 25 человек из четырех регионов России. Кажется, что у нас получилась эффективная модель, мы стали ее внедрять по всей России. К нам за опытом поехали сотрудники НКО и активные ребята с инвалидностью. Мы поняли, что тема лидерства людей с инвалидностью сейчас очень актуальна, потому что есть такой принцип – «ничего для нас без нас». Мы пытаемся создать доступную среду, инфраструктуру для инвалидов без их участия. Нам нужны их проекты, идеи, инициативы, потому что сами никогда не сможем сделать так, как нужно им. В итоге начали проводить стажировки для активных молодых ребят, которые приезжали со всей страны, жили у нас, с ними работали коучи, тренеры, они вместе создавали проекты. А затем они уезжали в свои регионы их реализовывать», - отмечает Мария.

Так появилась идея самого амбициозного проекта – арт-поместья «Новые берега». Это резиденция для молодых активных людей с инвалидностью со всей страны. Его начали строить в начале прошлого года. Это большой коттеджный поселок на 120 человек,семь жилых домов, несколько инфраструктурных объектов, которые позволяют ребятам реализовывать идеи и работать. Пока проект построен наполовину, сейчас в нем живет 50 человек из 11 регионов. Это молодые выпускники детских домов с инвалидностью, семьи, которые воспитывают инвалидов, приемные семьи, у которых такие дети, и семейные пары, где один супруг или оба – люди с инвалидностью.

«Бармены-инвалиды нас пока шокируют»

Одна из главных проблем – не просто сделать город доступнее для инвалидов, но изменить сознание обычных людей.

«Если мы говорим про доступную среду, в голове сразу – пандусы, лифты, широкие дверные проемы и тому подобное. Безусловно, это очень важно и актуально. Но я много работала с европейским опытом (стажировалась в Италии, Финляндии), где все в один голос говорят: далеко не главное – создать условия. Важнее изменить сознание людей, которые вокруг. Например, нет пандуса, но есть люди, которые могут помочь инвалиду подняться. Мы не можем создать повсеместно идеальные условия в одночасье. Поэтому крайне важно, чтобы общество это понимало, и многие вопросы снимутся сами собой: вне зависимости от того, есть ли дополнения инфраструктуры или нет», - считает Мария.

И в этом вопросе намечаются качественные изменения. Но и активность людей с инвалидностью не помешает, когда они начнут без стеснений выходить в общество (что сделать сложной с моральной точки зрения), тогда и представители остального сообщества начнут меняться в другую сторону, адекватно реагировать.

«Когда ты приходишь в кафе, а тебя обслуживает человек на коляске, у тебя волей-неволей ломается стереотип. Поначалу бармены на инвалидных колясках просто шокируют. Но когда бармен на коляске готовит тебе мохито и рассказывает, как он вчера ездил в Адлер за рулем своего автомобиля, начинаешь понимать: проблема в тебе, а не в нем. Таких примеров должно быть больше. Мы должны изживать иждивенческую позицию среди инвалидов. Эти ребята должны работать, зарабатывать, становиться налогоплательщиками, самореализовываться», - объясняет сенатор.

Мария Львова-Белова знает о проблемах инвалидов не понаслышке. Она сама взяла под опеку восьмерых ребят из детского дома, которых кроме нее не принял бы никто. Их ждала незавидная участь – попасть в ПНИ или дом престарелых. Кроме того, у Марии и ее мужа Павла пятеро своих детей и четверо приемных.

«У нас в семье 17 детей. Все обычно представляют, будто я прихожу домой, где они все они сидят, стучат ложками по столу и говорят: «Мама, корми нас». Все не так. У меня пятеро родных детей от двух до 15 лет и четверо приемных – здоровые ребята, брали их подростками. Они уже взрослые: у двоих уже есть семьи. Я скоро могу стать бабушкой! И еще есть восемь ребят с инвалидностью под опекой. Они совершеннолетние, недееспособные, раньше воспитывались в детском доме для умственно отсталых. Их ждал психоневрологический интернат. Перспектив не было. Единственная форма забрать их из интерната – опека физического лица. Мы с ними работали. И я понимала, что дать им шанс на будущее – моя прямая обязанность. Ребята живут в моих проектах группой, есть специалисты, которые с ними работают. Я несу за них ответственность, как опекун. Приезжаю к ним каждый день, видимся постоянно. Все называют меня мамой. Для них это важно: этого слова они раньше никому не говорили», - говорит Мария.

Шестеро ребят из восьми уже работают: одни – в цехе полуфабрикатов, другие – в кафе, один парень работает в швейном цехе. И у каждого имеется зарплата. Ребята копят деньги по своим интересам: на кошку-сфинкса, на новый IPhone, на ноутбук. Мария уверена: ни у кого язык не повернется назвать их умственно отсталыми, поскольку они востребованы, они – обычные люди, и их любят.

«У нас верующая семья. Для меня вера – основа. Это то, что помогает не потерять себя, иметь четкие ориентиры, понимать, куда ты движешься. Мой муж священник. Он стал им год назад, до этого работал программистом. Он был нашим главным кормильцем в семье. А потом осознанно пришел к тому, чтобы служить Богу. Я понимала, что для него это очень важно, но мне не очень хотелось: женщины ищут комфорт. Стало сложнее, теперь муж не принадлежит только семье. Но благодаря ему, в моей жизни есть все – любимое дело и дети. Когда-то он поддержал меня: «Давай твори, работай». Ничего не требовал взамен. Теперь моя очередь поддерживать его», - рассказывает женщина.

«Квартал Луи» на уровень страны

На вопрос, нет ли опасения, что работы на всех особенных людей просто не найдется, Мария отвечает, что сейчас работает над специальной технологией. Если другие регионы возьмут на заметку опыт Пензенской области, проблему можно решить.

«Я не смогу спасти всех. Но то, чем мы занимаемся, сейчас становится целой технологией. Моя задача – чтобы она работала по всей стране. Чтобы государственная система при поддержке НКО и общественных организаций эту проблему решала, а не я одна. Для нас главное – отработать этот опыт, найти проблемы и понять, что необходимо подтянуть. Государственная система негибкая. Нужно все делать постепенно. И сейчас мы создаем ювелирную обточку, которая в дальнейшем, надеюсь, начнет работать по всей стране. Мое участие в «Лидерах России» и было для того, чтобы выйти на федеральный уровень, на новую орбиту», - говорит Мария.

Для тех, кто хотел бы перенять опыт, постоянно проводятся стажировки. Участникам рассказывают обо всем: начиная от создания некоммерческой организации с правильной формой и документацией и заканчивая обучением, как найти деньги на реализацию поставленных задач и проектов.

«Наши проекты построены исключительно за счет благотворительных средств. Бюджетных денег там нет: разве что средства президентского гранта, которые ушли на обустройство, мебель, технику, оплату сотрудникам. Мы обучаем специалистов, как перестраиваться, уходить от общепринятых социальных работников, задача которых помыть полы и принести продукты, перейти в тему сотрудничества и поддержки. Мы – про поддержку и укрепление сил самих инвалидов. Помогаем проработать эту тему, исходя из реалий региона. И сейчас на федеральном уровне пытаемся создать сетевой проект «Квартал Луи», который создаст несколько точек по стране, где будут помогать настроить нашу систему в других регионах», - заключает новый сенатор от Пензенской области Мария Львова-Белова.

Фото: из личного архива Марии Львовой-Беловой

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.