Во вторник, 13 октября, правоохранители обнаружили тело молодого человека, подозреваемого в убийстве трех жителей Нижегородской области. По информации СК РФ, тело найдено с признаками суицида. Молодой человек подозревается в расстреле трех местных жителей. О том, что могло стать причиной чудовищной трагедии, можно ли было ее избежать и кто, помимо самого стрелка, виноват в случившемся, в интервью «ФедералПресс» рассказал руководитель общественной организации «Родительское собрание» Константин Долинин.
Константин Александрович, почему происходят такие трагедии? Есть ли тут какая-то закономерность?
— К сожалению, подростки все чаще и чаще видят, что огромная часть вопросов решается при помощи насилия. Можно вспомнить, как, например, власти в регионах разбираются с экологическими протестами, – зачастую исключительно при помощи полиции и резиновых дубинок. Порой это преподносится едва ли не как основной инструмент. То есть не разговор, не мирный диалог, не поиск компромисса, а только грубая сила. Возможно, и этот парень подумал, что может решить возникшие собственные проблемы именно так – при помощи ружья.
Однако подростки должны видеть другой способ разрешения любой ситуации. Необходимо изменить подходы к любому конфликту. Это уже вопрос государственной политики.
Эту историю можно было предотвратить?
— Увы, служба психологической помощи в учебных заведениях, социальная служба полностью деградировали. Элемент воспитания из образования ушел. Из соцзащиты ушло самое главное – сам принцип защиты. Получается, что люди остаются со своими проблемами один на один. В итоге раннее выявление таких сложных личностей отсутствует. Вот и этим парнем, насколько я понимаю, никто не интересовался. А ведь наверняка трагедии предшествовала длинная цепочка самых разных событий.
В идеале как должна работать система в таких ситуациях?
— Во-первых, необходимо отслеживать социальное неблагополучие семей. Во-вторых, мониторить поведенческие вещи в школе, колледжах, техникумах. Об этом должен был сигнализировать учитель. Но педагогам не до этого – у них куча своих проблем и нищенская зарплата. Между тем именно учителя регулярно видят своих подопечных, и они могут обратить внимание на какие-то подростковые особенности, девиации. Увы, проблемами подростков и его семьи никто толком не занимается.
В сентябре этому парню выдали разрешение на оружие…
— И это еще один сбой системы. Почему никто не спросил: а зачем 18-летнему парню оружие, что он с ним собирается делать? Уток стрелять или соседей? Ни у кого не возникло никаких мыслей, все подошли к этому максимально формально.
Например, в Германии или США, чтобы получить ствол, надо состоять в обществах стрелков, охотников. Причем не формально состоять – там этих людей наблюдают. Если человек, проживающий в городе, приобретает оружие, то это не может не вызывать вопросов: для чего оно тебе? Но у нас ни у кого таких вопросов, к сожалению, не возникает.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Детская агрессия