В Кремле назвали ротационным процессом кадровую замену Николая Цуканова Владимиром Якушевым. Бывший министр строительства сегодня официально занял место полномочного представителя президента РФ в Уральском федеральном округе. Но остается открытым главный вопрос – куда уходит Николай Цуканов, как сложится его карьера и какое наследие он оставил преемнику. Об этом «ФедералПресс» поговорил с политологом Алексеем Швайгертом.
Как вы считаете, куда может уйти работать бывший полпред Николай Цуканов? На ваш взгляд, каково его наиболее вероятное место работы, структура и регион?
– Учитывая то, что Николай Цуканов много где побывал, очень сложно сказать, куда он пойдет. При этом нужно учитывать один очень важный фактор, когда год назад его правую руку обвинили в шпионаже. Тогда все сказали, что Владимир Путин будет принимать решение в отложенном стиле. Это его конек.
В данном случае этот момент может повлиять на его дальнейшую карьеру. Как бы не получилось, что он переместится не в горизонтальную должность, а пропадет в некое небытие. В качестве примера можно привести бывшего главу РЖД Владимира Якунина, который действительно сейчас неизвестно где находится. Но поживем – увидим. Сейчас и правда интересно, куда в итоге пойдет Николай Цуканов.
Можно ли сказать, что Цуканов был эффективным полпредом?
– Лично я не считаю институт полпредства эффективным. И тут разговор обо всех регионах страны, не только об Уральском федеральном округе. Изначально это было задумано как надзор за губернаторами, но из-за механики работы все полпреды оказались «сапожниками без сапог». Получается, что это должности, куда ссылают людей, которые не пригодились на каких-то этажах власти.
Сложно оценить деятельность Николая Цуканова. Ее часть была сугубо ритуальной. Это касается информационной политики и поводов. Положа руку на сердце, сложно сказать, что он занимался эффективным делом. Да, он коммуницировал с губернаторами, но это делали и все остальные полпреды. На данной позиции очень сложно быть эффективным.
С чем Якушеву придется работать и каковы его перспективы реализоваться в качестве полпреда в УрФО?
– Для Владимира Якушева – это, объективно, понижение. Кто бы что ни говорил. Одно дело быть федеральным министром, курируя миллиардные проекты и различные структурные истории. А полпредство – это такая должность, где по большому счету ты никому не удобен. Все уже давно понимают, что полпред – это картинная должность.
Якушев в УрФО является рукой Собянина. Кроме Челябинской области, все так или иначе знакомы с мэром Москвы. Еще один человек на этой позиции укрепит губернаторов, пропадут различные слухи и перепалки. Этим, к сожалению, увлекались последние полпреды.
Какое наследство Николай Цуканов оставил Владимиру Якушеву?
– Как я и говорил, станет меньше конфликтов. Потому что все эти люди в «команде Собянина». Может появиться конкуренция внутри самой команды, но я не думаю, что это будет вынесено в массы, потому что это более закрытая история.
Единственное, что Челябинская область может стать для него более интересной. Здесь у Якушева может появиться соблазн как-то начать влиять на нее. Это не более чем гипотеза, но, тем не менее, она уместна. А с остальными выходцами из «тюменского клана» отношения будут более чем ровные. Поэтому исчезнут слухи, а повестка – поутихнет.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Полина Зиновьева