Экологическая информация в России теперь не секрет. Согласно подписанному президентом закону, россияне должны знать всю правду о состоянии воздуха, лесов, почвы, радиационного фона и т.д. То, что раньше скрывалось под понятием «коммерческая тайна», становится достоянием общественности. Будет ли информация действительно открыта и правдива, кто и как будет контролировать исполнение новых норм и какие законы еще необходимо принять, чтобы нормализовать экологическую обстановку в стране. Об этом в интервью «ФедералПресс» рассказал член общественного совета Росприроднадзора и исполнительный директор НП «Национальный центр эколого-эпидемиологической безопасности» Владислав Жуков.
Владислав Владимирович, суть закона, пожалуй, в большей степени понятна специалистам. Что он несет обычному жителю страны?
- Наконец в стране принят регулирующий законопроект, который направлен на достижение наших конституционных прав, определенных 42 статьей конституции РФ «О гарантировании благоприятной среды обитания для граждан России и достоверной информации о ее состоянии». До этого общество, власть испытывали серьезный дефицит в нормальном информировании о реальном состоянии окружающей среды. Сейчас же мы имеем все правовые возможности реальную информацию, которая является не только фоном, обеспечивающим понимание, в какой среде и условиях мы живем, но также делает возможным как выявление, прогнозирование различных техногенных катастроф и нарушений, так и мер по недопущению таких ситуаций.
Не приведет ли принятие закона о раскрытии экологической информации к закрытию предприятий, наносящих вред окружающей среде?
- Никаких сложностей не составляет совмещать социальную значимость промышленного сектора и исполнять требования природоохранного законодательства. Такие требования выполнимы в 100% для всех предприятий Российской Федерации и всего мира в целом. Если же ущерб нанесен, требуется его компенсация. Ярким примером является предприятие «Норникель», которое выплатило 146 миллиардов, являясь фактически выявленным загрязнителем и «автором» гигантской экологической катастрофы в масштабах страны.
Каким образом будет проверяться достоверность данных, публикуемых предприятиями?
- Для проверки достоверности данных существуют разные механизмы и государственного контроля, и аппаратно-инструментального контроля, большое внимание уделяется общественному контролю. Закон не подразумевает сразу полного закрытия предприятия при выявлении нарушений: существует предписание по ликвидации нарушений и исправлению ситуаций. Полная остановка работы — крайняя мера. Раньше было достаточно сложно осуществлять государственные проверки, необходимо было информировать предприятие за несколько недель и только по разрешению прокуратуры. Общественный контроль вообще не имел достаточной регуляторики. Таким образом предприятия имели возможность искажать и утаивать информацию. Самое важное, что новый закон предусматривает регулярность и методичность в обеспечении населения открытой экологической информацией.
Закон направлен просто на информирование граждан или же подразумевается, что правительство берет вектор на комплексное устранение экологических проблем в России?
- Я абсолютно точно знаю, что принятие закона было прежде всего связано с этапами и эффективностью реализации национального проекта «Экология» и его программ – «Чистый воздух», «Чистая страна», «Оздоровление Волги», а также с состоянием городов, где наиболее высокая степень экологических рисков: Чита, Челябинск, Красноярск, Норильск. Реальное состояние атмосферного воздуха и загрязнение водных объектов там находятся за границей предельно допустимых концентраций токсических и особо опасных токсических веществ.
Как будут обстоять дела, к примеру, с полигонами, на которых сконцентрировано огромное количество токсичных отходов? Будут ли они выводить эту информацию в открытый доступ?
- Все полигоны — это тоже предприятия, если это, конечно, не несанкционированные свалки. Это одна из самых болезненных точек страны, но над ее решением давно ведутся работы. В Московской области уже 100% полигонов остановило деятельность, а их насчитывалось более 33 объектов. В целом, в России такая же ситуация. Раскрытие информации здесь является начальным этапом решения проблемы, которая портит жизнь не только близко проживающим к таким объектам гражданам, но и оказывает серьезное фоновое воздействие на всю экологическую обстановку в стране и на все элементы окружающей среды.
К вопросу о вторпереработке. На балансовых счетах отходы у них числятся как сырье. Будут ли применяться какие-то санкции к таким предприятиям-загрязнителям?
- На мой взгляд, здесь необходим еще один закон – об экологическом аудите, при котором такие предприятия необходимо подвергать комплексной проверке. Закона о раскрытии экологической информации здесь будет недостаточно. Ситуация находится за рамками правового поля и уже выходит за пределы административного законодательства, переходя в область уголовного кодекса. Речь здесь идет о сокрытии достоверной информации и введении в заблуждение государственных органов. Здесь также имеет место статья 159 «О мошенничестве в особо крупных размерах».
Второй вопрос связан с тем, что это декларативная форма подачи отчетности. Необходимо отработать процедуру возможности проведения государственного или общественного независимого экологического аудита, в ходе которого выявляется реальная картина того, правильно ли декларируются образования, является ли это действительно сырьем, которое включается в технологический цикл данного предприятия. Если это действительно так, мы это только приветствуем, потому что образование отходов у нас должно минимизироваться за счет их вторичного использования, и, чем больше мы рассматриваем отходы как вторметресурс или вторэнергоресурс, тем лучше.
Экологическая повестка – один из приоритетов государственной политики России. С 2019 года в стране проходит мусорная реформа, но так и не получилось выстроить отлаженную систему раздельного сбора мусора. Да и вообще реформа тормозит. В чем проблема?
- Для России это очень болезненный вопрос. Одним из серьезных достижений и результатов уже проводимой реформы является то, что мы получили полную картину того, что действительно происходит в стране с мусором, какого его реальное количество, как он перемещается, удалось ли повернуть потоки прошлых серых схем в нормальное правовое русло. Ведется системная работа с юридическими лицами, которые заняты в этой отрасли. Сейчас в 99% государство знает об организациях, занятых в данной отрасли, следит за их документооборотом, объемом обращаемых финансовых средств, налоговой базой.
Следующий этап — формирование моделей и программ, которые могут создать условия, при которых мусор будет использоваться вторично, а также основу для его переработки. Где-то на верхушке этого айсберга находится так называемый раздельный сбор.
Проблемой является отсутствие устойчивых источников финансирования для создания гарантии инвесторам, приходящим в эту отрасль, и отсутствие профессионально подготовленных кадров, которые работают в отрасли.
А как быть с раздельным сбором? Придем к этому когда-нибудь?
- Я считаю, что внедрять раздельный сбор в сознание нашего населения бессмысленно. Я не вижу здесь никакой панацеи для реформы и сверхэффективности, чтобы мы смогли решить проблему обращения с мусором. На мой взгляд, это просто определенный этап популяризации сознания населения в области экологии, привлечения внимания граждан к охране окружающей среды, воспитание эффективного и добропорядочного природопользователя. Решением будет создание индустриальных основ по переработке: сортировочные комплексы, эко-технопарки как локального, так и регионального значения. Очень важный аспект — формирование профессиональной среды работников в этой отрасли.
Мы неправильно транслировали информацию для населения, искажая ее и не объясняя, что от мусора никуда не деться, мы сами являемся его производителями, и его нужно куда-то девать. Такой социальный конфликт также тормозит реформу. Раскрытие экологической информации позволит больше уделять внимание этой проблеме, ее финансированию и информированию.
Фото: ФедералПресс / Юлия Иванцова
Национальные проекты