В сентябре параллельно с парламентскими пройдут выборы глав восьми регионов. По крайней мере, пока восьми. У президента есть еще около трех месяцев, чтобы произвести замену в губернаторском корпусе. У кого остаются шансы покинуть свои места, кто рискует получить проблемы на выборах – на эти и другие вопросы «ФедералПресс» отметил генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
Дмитрий Анатольевич, в сентябре в России пройдут не только выборы в Госдуму, но и выборы губернаторов как минимум в восьми регионах. Как вы считаете, список кандидатов на посты высших должностных лиц может еще измениться/пополниться до лета? Или же мы имеем окончательный вариант?
– Думаю, изменения в этом списке уже маловероятно. Но некоторые дополнения, все-таки, возможны. Еще существует вероятность, что некоторые руководители могут уйти. Но только в теории. Если последует смещение главы Хакасии Валентина Коновалова, да еще и руками президента, это может быть воспринято так же, как и смена власти в Хабаровске. Коновалов плохой администратор, но хороший политик. И это – проблема для населения.
В Хабаровском крае, Белгородской области и в Мордовии пройдут досрочные выборы глав регионов. Стоит ли там ожидать сюрпризов? Какие риски существуют для врио, прежде всего, Михаила Дегтярева?
– В Мордовии, думаю, ничего ждать не стоит. Там живет элита, которая формировалась годами. Иногда, конечно, им приходится отступать под давлением федералов, имею в виду уход Меркушкина, но они смогут найти выход из любой ситуации. В Белгородской области долгое время был один человек. Там также выстроена мощная коалиция, которая уже все для себя решила. Здесь врио также должен без проблем победить.
Сложнее ситуация в Хабаровском крае. Там играет роль не столько политика, сколько чистые эмоции. И в первую очередь это касается именно Хабаровска. За его пределами ситуация с экс-губернатором Фургалом ощущается не так ярко. Люди не за и не против этой фигуры, просто у них свои проблемы, которые требуют решения. Тем более что в краевой элите далеко не все были довольны действиями Фургала. Поэтому ситуация крайне неоднозначная.
Я вижу два выхода: продвигать врио губернатора Дягтерева через сопротивление или же предложить третью фигуру, которая бы не имела никакого прямого отношения к Дегтяреву и Фургалу. Но вероятность такого исхода крайне мала: времени остается совсем немного. Кроме того, я не считаю кандидатуру Дягтерева плохой. Я знаком с ним лично, и могу сказать, что он честный человек. Главная беда его кроется в навешивании на него ярлыков. Многие просто не готовы его воспринимать, так как он пришел на место «их» Фургала. И с этим ему и его команде придется работать.
Заканчивается третий срок полномочий Рамзана Кадырова. Допускаете ли вы, что он уйдет со своего поста? Кто-то рискнет бросить ему вызов?
– Конечно, никакой вызов никто ему бросить не может. Так организована республика. Он может уйти сам, но тогда должен выдвинуть на свое место, например, своего племянника. Это не поможет имиджу России на мировой арене. Конечно, чисто технически он может отказаться от выборов, но ситуацию все равно это мало изменит, так как получится так же, как и в Мордовии. Меркушкин ушел, а править Меркушкины так и остались. В Чечне будет намного сложнее найти равноценного заместителя. Абсолютно лояльным может быть только родственник – такова специфика Кавказа. А если это будет родственник, то смысла в этих перемещениях во власти просто нет.
Старожилом является губернатор Ульяновской области Сергей Морозов (руководит регионом с 2005 года). Он уже заявил, что готов пойти на свой пятый срок. Его периодически отправляют в отставку. Случится ли она? Или Морозов все-таки сам пойдет на выборы?
– .По поводу информации о его отставке. Морозов в хороших отношениях с первым вице-премьером Андреем Белоусовым, поэтому на федеральном уровне у него есть надежное прикрытие. Недовольства из Москвы не прозвучат. А что касается недовольства населения, то все, как говорится, относительно. То, что творилось в Ульяновской области до Морозова, очень трудно описать. Для «достижения» такого уровня ему придется работать еще очень долго. Но есть одно «но»: нельзя отрицать, что его образ мог просто надоесть местным. Хотя это далеко не главный показатель. Поэтому он выдвинется и выиграет. В долгосрочной работе есть свои преимущества. Все, кто сейчас занимает высокие посты, – ставленники Морозова, в том или ином смысле. Если придет новый губернатор, он приведет с собой и новую команду. Они к этому не готовы, поэтому будут защищать губернатора изо всех сил.
Тува является одним из беднейших регионов России. Глава региона Шолбан Кара-оол, судя по рейтингам, пользуется популярностью среди населения. Все ли хорошо в регионе? Есть у главы шансы сохранить свой пост?
– Там действительно все не очень хорошо. Это горный котлован, где есть одна дорога, которая половину года закрыта. Они, конечно, заметили исчезновение Николая II, но в следующий раз они заметили только Великую Отечественную войну. Это фактически остров с очень жестким местным населением, которое крайне нетолерантно к нетувинцам. Местные мне говорили, что в Туве каждый приезжий – добыча. Не в прямом, конечно, смысле, но та формулировка, которую они использовали, заставила меня задуматься.
Поэтому термины из серии «хорошо» или «плохо» тяжело распространить на этот регион. Если сравнивать с временами Чингисхана, то, безусловно, хорошо. Но проблема в том, что главное изменение в Туве произошло сразу после войны, когда там построили горно-обогатительный комбинат. Больше там ничего не происходило.
В целом, там все сбалансированно, а местная система достаточно устойчива. В этом смысле Шолбан Кара-оол, конечно, переизберется, причем, с огромными рейтингами. Но станет от этого жизнь местных жителей лучше? Не факт.
У тверского губернатора Игоря Рудени также заканчивается срок полномочий. Любопытно, что в январе в Твери прошли одни из самых массовых акций протеста. Это может повлиять на позиции губернатора – как в Москве, так и в регионе?
– На его позициях как губернатора ситуация с митингами не скажется. Он не кажется мне человеком импульсивным и истеричным. Он умеет держать удар. Но это может сказаться на его поддержке со стороны администрации. Впрочем, результат может быть крайне неочевидным. Наши либералы крайне наивны, считая, что если они кого-то вывели на улицу, а федералы это увидели, губернатор обязательно покинет свой пост. Это далеко не так.
Но здесь должен сыграть принцип ставленника: нельзя снимать губернатора по первому требованию, иначе подобные требования распространятся на всю страну. Мне это напоминает ситуацию в Казахстане в 1980-х годах. Тогда, после назначения русского первого секретаря, в стране начались беспорядки. Причем крайне масштабные. Но никто не сменил его. Этот секретарь проработал еще три года. Здесь та же ситуация: есть недовольные, поэтому губернатор должен с ними работать, и это не означает, что ему нужно срочно идти в отставку. Более того, с точки зрения концепции нашей внутренней политики, такое делать вообще нельзя, так как это навредит системе и ее устойчивости.
Для региональных выборов совмещение кампании с парламентскими выборами – это хорошо или плохо?
– Мне кажется, что парламентские выборы интересуют население не слишком сильно, поэтому такое совмещение будет полезно как минимум потому, что позволит сэкономить. А в пандемийный период – это крайне полезно. А в целом, проблема в том, что эти выборы мало что изменят. Обратите внимание, что основными темами сейчас является проход в Госдуму ЛДПР, выживаемость трехголового дракона, а также судьба партии «Новые люди». С точки зрения информации все крайне скучно.
Многие политологи придерживаются мнения, что ближе к выборам в Госдуму по всей стране начнет усиливаться протестная активность. Могут ли стать выборы глав региона той спичкой, которая разожжет ее в регионах?
– Протестная активность, по идее, должна начаться сразу после выборов в Госдуму, так как наши «протестанты» не являются большинством. У них нет возможности влиять на результаты, а вот разыграть карту «нечестных выборов» они точно смогут. В теории, выборы губернаторов могут повлиять на это. Протестующие могут заявить, что нашего Фургала посадили, а своего Дегтярева назначили. Это вполне красивый маневр.
Кроме того, это позволит либералам отчитаться перед своими работодателями. Реально повлиять на исход выборов они не смогут, а вот заявить, что «в нашем марше участвуют миллионы людей» – легко. С точки зрения картинки, впрочем, это будет также выглядеть хорошо.
Но все это будет подготовкой к президентским выборам. У нас по-настоящему проходят только они.
Фото: ФедералПресс /Евгений Поторочин