Партия «Справедливая Россия» стремится в новом составе Госдумы получить больше голосов. И в этом им может помочь объединение с двумя новыми политическими силами – «За правду» и «Патриотами России». Какие предвыборные цели преследуют «эсеры», почему челябинский губернатор-единоросс Текслер остается популярным политиком региона и является ли Совет Федерации реальным уходом на пенсию – в интервью с «ФедералПресс» поделился южноуральский депутат Государственной думы, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Валерий Гартунг.
В спину «партии власти»
Валерий Карлович, у «Справедливой России» в Челябинской области неплохие позиции. Прошлая региональная кампания это наглядно показала. Можно ли сказать, что вы дышите в спину «партии власти»?
– И в спину, и в лицо дышим. Вы рассматриваете это с позиции некоего состязания. Это не совсем корректно: все зависит от того, как избиратель себя поведет. Если он массово придет на выборы, мне кажется, у «Единой России» против нас нет никаких шансов. Даже с учетом того, что их ведет самый популярный политик Челябинской области – губернатор Алексей Текслер. А это действительно так – глава региона многое делает для Южного Урала.
И все-таки предстоящая кампания – это федеральные выборы. Люди будут принимать в расчет заслуги губернатора, но все же, кто будет представлять их интересы в федеральном органе, зависит от их решения.
То есть большая явка избирателей даст вам возможность обойти «Единую Россию»?
– Не скажу точно, что обгоним, только заверяю – у них не будет большинства. И распределение голосов в условиях активной явки избирателей, точно не даст «Единой России» 50 %, однозначно. Эти голоса по-своему распределятся, но по всем прогнозам у «Справедливой России» из этого числа ожидается существенный прирост. Вот и все.
С чем это может быть связано – с высокими протестными настроениями в Челябинской области?
– Я бы так не сказал. В данном случае, пожалуй, играет другой фактор. Чем более промышленно развит регион, тем выше активность у людей, их гражданская позиция, образовательный уровень, высокий интеллектуальный и экономический потенциал.
У таких и требования к уровню жизни выше. Это не про Челябинскую область и столицу Южного Урала, когда местных жителей устраивает просто хорошая пенсия или небольшая, но стабильная зарплата. Для южноуральского региона этого мало, здесь важна свобода слова, уважение, благоприятная среда, экология, благоустройство, медицина. Все это – показатель качества жизни. Простое самоуважение. Чем выше уровень удовлетворения потребностей человека, тем на порядок выше требования к этим потребностям.
Кто здесь – партия президента?
В начале нашего разговора вы упомянули губернатора Текслера, как самого популярного политика в регионе. Очевидно, что у вас есть взаимодействие и хорошие взаимоотношения. Но возможно ли какое-то политическое или иное другое объединение с главой Челябинского региона?
– С точки зрения политического объединения «Единой России» и «Справедливой России» такого точно не случится. У нас все-таки слишком разные позиции по многим вопросам. Но есть общие точки соприкосновения. Прежде всего, это поддержка президента. Причем, именно наша партия стоит здесь на первом месте. Я объясню, почему: если посмотреть, с какими идеями мы выходим в парламент, и как голосует «партия власти», то мы явно к президенту ближе, чем они. Пусть они и заявляют: «Мы – партия президента».
Если говорить о личном отношении к губернатору, то у нас во многом совпадают взгляды на жизнь с Алексеем Леонидовичем [Текслером]. Он мне импонирует не только как руководитель, но и как человек. Мне близки те задачи, с которыми он пришел в регион, – повышение промышленного потенциала, рост в рейтинге регионов по ВВП. И я готов ему помогать всем, чем только могу в реализации этих задач. Признаюсь, что ревностно отношусь к тому, что Свердловская область имеет более высокий промышленный потенциал. Правда, не могу понять почему. Значит, будем стремиться их обойти. Здесь мы с Алексеем Леонидовичем готовы вместе тянуть лямку.
Вы его поддержите, если он решит избираться на следующий губернаторский срок?
– Не будем забегать вперед, но скажу – поддержу. Прошло чуть меньше двух лет, губернатор меня точно не разочаровал. Думаю, что и Челябинскую область тоже.
Объединение «Справедливой России» с движением Захара Прилепина «За правду» как-то повлияет на эти выборы?
– Не только «За правду», еще и «Патриоты России». Три партии объединяются. Думаю, что в Челябинской области это придаст дополнительный стимул, но радикально ничего не изменит. Поскольку мы претендуем, чтобы как минимум стали вторыми по стране. На Южном Урале мы и так уже вторые. Поэтому, цифра «два» станет чуть больше – два с плюсом, скажем так.
Бывший глава Златоуста Вячеслав Жилин перешел под ваши флаги. Мы помним, с каким скандалом он покидал руководящий пост в 2019 году. Получается, вам с ним сейчас придется сотрудничать в каких-то вопросах?
– Он вступил в партию и, как любой ее представитель, подписался под обязательствами соблюдать устав и программу. Давайте будем исходить из этого. Если эти письменные обязательства будут совпадать с реальными действиями, тогда мы найдем общий язык.
Я готов сотрудничать с любым человеком, кто разделяет программный устав партии. В этом и есть смысл ее существования, как единой организации, где люди с разным жизненным опытом, но с общими точками соприкосновения работают вместе. Здесь будет также.
Какое ваше отношение к Захару Прилепину как к писателю и как к политику?
– Как политик, он еще молодой. А как человек – очень приятный в общении. Я знаю людей, которые с ним долго общаются, и слышу только позитивные отзывы, как о порядочном человеке. Мне кажется, он усилит нашу кампанию на федеральном уровне.
К сожалению, как писателя, я его мало знаю, не читал его книг. Будет время – почитаю. У нас, кстати, Сергей Михайлович [Миронов] тоже достаточно книг написал. Хоть и не писатель, а геолог. Вот его книги я читал. Интересные.
«Мой экспертный совет – сыновья»
В Государственной думе вы работаете фактически шесть созывов подряд. Это внушительный срок. Скажите честно, не надоело? Ходили слухи о вашем переходе в Совет Федерации.
– Именно слухи отправляли меня в Совет Федерации. Но я такого не говорил и никогда туда не собирался. Все это глупости, даже комментировать не хочу. Любой человек, который понимает, как устроена политическая жизнь, знает, что переход из Госдумы в Совфед – это уход из политической жизни. Лучше совсем уйти из политики.
О последнем варианте, что думаете?
– Когда-нибудь обязательно уйду. Но пока я могу принести пользу, буду работать в Госдуме. И как только увижу, что мои возможности по реализации потенциала начали снижаться, тогда и поменяю вид деятельности. Например, вернусь в бизнес.
Я из бизнеса ушел в политику. И вернусь обратно. Мои сыновья активно этим занимаются, и достаточно успешно. У меня с ними много общих тем для бесед. Очень важно, когда у отца с детьми, особенно с сыновьями, есть темы для разговора. Это укрепляет взаимоотношения внутри семьи. Семья – главное в жизни для меня.
Сыновья не увлекаются политикой и смотрят на это со стороны. Мне же интересно, чем они занимаются. Моя парламентская профессия – экономика и промышленность (Валерий Гартунг являет первым заместителем председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству – Прим. ред.). Поэтому все новости в экономике, в бизнесе, в промышленности часто узнаю непосредственно от детей. В этом плане они мне помогают профессионально.
Надо всегда держать руку на пульсе, что происходит в стране. Выросли цены. Значит нужно проанализировать, почему так произошло. Есть возможность получать информацию из первых уст. Или например, цифровая трансформация экономики. Обращаюсь недавно к младшему: «Дима, как там у нас дела?». И он мне целую лекцию на эту тему прочитал. Не надо никаких экспертных советов. Сыновья – мои эксперты: старший – в промышленности, а младший – в цифровых технологиях.
Вы считаетесь одним из харизматичных политиков в Челябинской области. В этом году вам исполнится 61 год и, надо признать, находитесь в прекрасной физической форме. Во всем виновато ваше увлечение пауэрлифтингом?
– Пауэрлифтингом как таковым уже не занимаюсь, на соревнованиях не участвую. Но в свое время был чемпионом области по силовому троеборью в категории 82 кг в конце 80-х. Достаточно прилично поднимал. У нас область спортивная, и региональная федерация считалась одной из лидеров в России. Даже областные состязания было выиграть непросто.
Сейчас, конечно, стараюсь поддерживать форму: в зал хожу, подтягиваюсь, планку держу, хожу, бегаю. В общем веду достаточно активный образ жизни. Надо же показывать пример молодежи.
Фото: ФедералПресс / ЕвгенийПоторочин
Видео: ФедералПресс
Лучшие интервью за 2021 год