Губернатор Ямала Дмитрий Артюхов, как и его коллеги из других регионов, последние несколько дней работает на Петербургском международном экономическом форуме. Именно здесь сейчас центр политической жизни страны, где заключаются контракты и делаются важные заявления. О том, какие цели стоят перед правительством арктического региона, Дмитрий Артюхов рассказал на ПМЭФ-2021 в совместном интервью деловому изданию «Ведомости» и РИА «ФедералПресс».
В погоне за «цифрой»
Дмитрий Андреевич, президент в своем послании затронул тему цифровизации, назвал ее флагманской. Какие проекты у вас переведены в цифру в сфере здравоохранения?
— Цифровизация в здравоохранении – очень объемная задача, она имеет самые разные плоскости применения. По сути, вся система здравоохранения сейчас перестраивается.
Вот конкретный пример. Все последнее оборудование, которое приобретаем, – будь то маммографы, МРТ, общие рентген-аппараты – оно имеет цифровые модули, которые позволяют этот снимок сразу же в цифровом виде обрабатывать. Какие это дает возможности? У нас есть соглашение с ведущими федеральными центрами, и мы обращается туда в случае, если врачу нужно второе мнение. Кроме того, сейчас мы работаем с искусственным интеллектом в сфере здравоохранения. То есть мы получаем не только мнение специалиста из ведущей федеральной клиники, но и искусственного интеллекта. Происходит такой онлайн-консилиум, и это, конечно, гораздо меньше рисков неверного диагноза.
Технология применяется везде, где есть такая возможность. Но в этом году она будет обеспечена во всех ямальских медучреждениях: сразу получаем снимок, получаем несколько мнений, в случае если, к сожалению, обнаружены какие-то сигналы, то можно оперативно приступать к лечению.
Расскажите про инфраструктурные кредиты: намерены использовать этот механизм?
— Действительно, в послании президента в конце апреля этот механизм был озвучен – инфраструктурные бюджетные кредиты, был определен лимит на ближайшие годы – полтриллиона рублей. Считаю, это существенная сумма для того количества инфраструктурных проблем, которые накопились в регионах. Условия достаточно привлекательные: за 15 лет – 3 %. И это именно то, о чем многие годы говорили – длинные деньги, низкие ставки.
Процесс уже запущен, но параметры использования этого механизма еще обсуждаются. Вице-премьер Марат Хуснуллин буквально вчера на одном из пленарных заседаний сообщил, что счет идет на недели, когда уже окончательно документы в правительстве появятся, и мы сможем точно понимать, как двигаться.
Какую сумму кредита планируете запрашивать и на какие проекты?
— Предварительно мы заявили нашу потребность в 50 млрд рублей. Это большой кредит, но и проект, на который мы заявляем его, тоже стратегического, общефедерального значения – это Северный широтный ход. Мы полагаем, что с помощью этих средств сможем приступить к его реализации. Ставим амбициозную планку – начать в следующем году. Очень многое будет зависеть от того, как заработает механизм инфраструктурных кредитов.
В проекте много нюансов, он сложный, там много участников. Есть зона ответственности региона, РЖД, потому что будут развиваться все сопутствующие полигоны, зона ответственности «Газпрома». Есть концессионер, который уже в рамках действующего концессионного соглашения с РФ реализует инвестиционные проекты. Связать всех участников в единое целое, синхронизировать процессы – это непростая задача.
Уточните примерные сроки реализации проекта?
— Сроки зависят от реализации самого сложного и долгого элемента всего проекта – это Обской мост. Как только начнется его строительство, специалисты говорят о 4–4,5 годах до завершения проекта. Примерно такие сроки, как с Крымским мостом. Вот как только мы приступим к практической реализации по мосту, станут понятны все сроки.
Северяне заслужили комфорт
Теперь вопрос по поводу реконструкции аэропорта Нового Уренгоя, сроки которой сдвинулись из-за пандемии. На какой стадии находится процесс?
— На Ямале мы – впервые в стране – реализуем концессионный аэропорт. Рады, что наш опыт стал нужным другим регионам и они также начинают использовать концессионное законодательство в аэропортовых проектах.
Помню, когда мы в эту идею шли, то было много сомнений – зачем так усложнять? Но мы были убеждены, что концессионное законодательство позволяет очень хорошо прописать обязательства сторон, риски, а также в длинную договориться о будущем как инвестиционном процессе появления новых объектов (у нас будет новый терминал, полоса), так и о будущей эксплуатации, привлекая профильного инвестора.
У вас такой инвестор уже есть?
— Конечно. Три года назад мы заключили соглашение. Это группа «Аэропорты регионов», которая развивает несколько крупных проектов – в Ростове, Самаре, Саратове, других городах, теперь фактически и в Новом Уренгое.
Проект находится в практической реализации. В прошлом году приступили к реконструкции взлетно-посадочной полосы, в этом году продолжили. Конечно, прошлый год был непростой из-за ковида, сделали не все, что должны были, в этом году будем догонять.
С декабря прошлого года активно строится новый терминал. Дата окончания строительства – конец следующего года. Там работает профессиональная команда, которая строила другие аэропорты в разных регионах мира. Непросто, конечно, в арктических широтах это сделать, ковид опять же. К тому же сейчас мы видим, как подорожали некоторые материалы. Это тоже риски. Но это все решаемо.
Ну и жители ждут…
— Да. Это самый активный аэропорт в Арктике. Пассажирооборот в доковидный год был в районе миллиона человек. Конечно, уренгойцы, северяне давно заслужили хороший аэровокзал.
Серия блиц-вопросов губернатору
Что является главной достопримечательностью региона?
— Северное сияние.
Ваше любимое блюдо или напиток.
— Конечно, оленина. Это наш особый продукт, абсолютно экологически чистый, все происходит в естественных условиях. Такого в мире, наверное, не найти.
В чем уникальность вашего региона?
— Все регионы России уникальные. Тому есть разные причины – история, удивительные места. Но самая главная уникальность – это люди. У нас на Севере они очень гостеприимные, теплые, радушные. Это самая главная наша ценность.
Фото: ФедералПресс / Дмитрий Шевалдин
Лучшие интервью за 2021 год