В России существуют три основных ступени получения образования: начальная, средняя общая и высшая. Эти уровни могут различаться между собой – среднее образование делится на полное, неполное и специальное, а высшее образование разделяется на бакалавриат, магистратуру, аспирантуру и специалитет. Считается, что получение «вышки» требует много времени, усилий и, как правило, средств – не каждый может позволить себе такое образование. Но многие молодые люди, даже получив востребованную специальность в техникуме, хотят получить диплом о высшем образовании, который даст им более объемный багаж знаний и высокую востребованность на рынке труда. Как получить «вышку» при наличии среднего специального образования, не тратя еще 4-5 лет на учебу? Этот вопрос «ФедералПресс» обсудил с директором Института непрерывного и дистанционного образования (ИНДО) УрГЭУ, доктором экономических наук Екатериной Ялуниной.
Ускоренное обучение
«В нашем Университете система непрерывного образования выстроена давно и предполагает профильную профессиональную ориентацию со школьной скамьи до диплома магистра. Институт непрерывного и дистанционного образования предлагает получить высшее образование с применением электронного образования, дистанционных образовательных технологий по программам среднего профессионального образования и высшего образования уровней бакалавриата и магистратуры.
Для выпускников техникумов, колледжей и был создан наш Институт. У нас обучаются более 10 тысяч студентов, из них примерно 86 %, те, кто имеет среднее профессиональное образование, и 14 % – выпускники школ, которые получают высшее образование с применением дистанционных образовательных технологий или с посещением экзаменационных сессий в Университете по очно-заочной, заочной формам обучения» – объясняет Екатерина Ялунина.
Студенты Института обучаются по очной, очно-заочной и заочной формам обучения. Выпускники школ имеют возможность получить высшее образование по очно-заочной, заочной формам обучения за 4 года 6 месяцев. Выпускники колледжей, техникумов обучаются по индивидуальным учебным планам в ускоренные сроки в течение 2 лет 10 месяцев.
«Индивидуальные учебные планы в ускоренные сроки реализуются в том случае, если выпускник техникума или колледжа приходит к нам на полный срок обучения, но в дальнейшем может перевестись на индивидуальный учебный план. Студент проходит процедуру зачета результатов по предметам, которые изучал в колледже, техникуме. После успешного прохождения испытаний его срок обучения составляет 2 года 10 месяцев», – подчеркивает доктор экономических наук.
Екатерина Ялунина не советует поступать в ИНДО соискателям, которые уже получили высшее образование, окончив бакалавриат.
«Если у вас уже есть высшее образование, то вы можете пойти в магистратуру УрГЭУ по очной или очно-заочной форме обучения. Тогда срок обучения у вас составит 2,5 года. Кроме того, можно поступить в магистратуру с применением дистанционных образовательных технологий. Чтобы это не отвлекало от работы, и вы могли сочетать ее с учебой», – подсказывает директор института.
Однако тот факт, что учеба в Институте непрерывного и дистанционного образования занимает меньше времени, не должен создавать иллюзию, что для обучения здесь не нужно прикладывать никаких усилий. Екатерина Ялунина отмечает, что студентам приходится самостоятельно осваивать материал между экзаменационными сессиями, а свыше 90 % обучающихся совмещают образовательный процесс с работой, что несомненно усиливает их профессиональные компетенции.
Со своей стороны университет дает студентам все инструменты для самостоятельного и комфортного освоения учебной программы. Ключевую роль здесь играют электронные образовательные ресурсы, которые доступны в личном кабинете обучающимся в режиме 24/7.
«Учебный процесс совершенствуется, мы системно внедряем профессиональные образовательные программы высшего образования с применением электронного образования, дистанционных образовательных технологий. Наши преподаватели записывают видеолекции, в личные кабинеты студентов встроены тесты по дисциплинам, электронные учебные пособия, тренажеры при сдаче экзаменов, зачетов» – говорит Екатерина Ялунина.
Такой формат получения образования требует от студентов высокого уровня самодисциплины. Тем более что сегодня по ряду направлений подготовки – к примеру, по экономике и менеджменту – заочная форма для получающих высшее образование впервые перестала существовать и остались только очная и очно-заочная формы обучения. Такие перемены были вызваны принятием нового государственного образовательного стандарта, и в УрГЭУ к ним были готовы. Конкретно студентов эти изменения почти не коснулись, зато они получили возможность перед сессиями просматривать видеоконтент для самостоятельного освоения дисциплин.
Но важно понимать, что понятия электронного обучения и удаленных образовательных технологий различаются. Так называемый «дистант» позволяет получать образование на удалении от вуза, но сам по себе является частью электронного образования. В электронное образование входят как открытые онлайн-курсы, так и записанные видеокурсы. И все это применяется в Институте непрерывного и дистанционного образования УрГЭУ.
«У нас есть студенты, которые осваивают образовательные программы на удалении, и они даже не приезжают к нам за дипломом. Весь процесс обучения проходит в виртуальной образовательной среде. Тем более что у нас обучаются студенты из 62 стран мира», – отмечает доктор наук.
Партнеры ИНДО
Основным инструментом ИНДО в работе с абитуриентами из других городов, стран или регионов являются центры территориального доступа. Это партнеры Института, которые занимаются популяризацией всего университета, помогают проводить набор студентов и сопровождают их учебный процесс.
Центры территориального доступа Института непрерывного образования представлены во всех городах Свердловской области: от Режа и Кушвы до Туринска и Артей. Они есть и в Магаданской, Московской, Челябинской, Оренбургской, Омской, Ивановской, Курганской областях, а также в ЯНАО, ХМАО, Башкирии, Крыму и Тыве.
За рубежом центры территориального доступа открыты в Костанае (Казахстан) и Ташкенте (Узбекистан). Кроме того, ИНДО, действуя по программе международного сотрудничества УрГЭУ, наладил взаимодействие с коллегами из Жилинского университета (Словакия), Ташкентского государственного экономического университета, Университета мировой экономики и дипломатии (Узбекистан), Кыргызского экономическиого университета и других зарубежных вузов.
«Стратегическая цель нашего института – наращивание доли студентов, которые будут учиться с применением дистанционных образовательных технологий. И наша виртуальная образовательная среда, технические возможности позволяют привлекать абитуриентов со всего мира. Она была создана нашими разработчиками больше 20 лет назад, ее постоянно дорабатывают и обновляют», – указывает Ялунина.
Для учебного процесса в Институте не требуется аудиторный фонд, поскольку большая часть занятий проходит в виртуальной образовательной среде. Поэтому возможности ИНДО по набору студентов практически не ограничены, убеждена Екатерина Ялунина. По ее словам, у Института полностью укомплектован профессорско-преподавательский состав, а его технические возможности позволяют работать с большой массой обучающихся. Поэтому он активно наращивает контингент студентов за счет новых центров территориального доступа.
Попасть на обучение в ИНДО возможно двумя путями. К примеру, выпускник закончил торгово-экономический колледж в Нижнем Тагиле. На его базе у УрГЭУ открыт центр территориального доступа. Он может прийти в этот центр, получить консультацию, подать все необходимые документы и там же пройти вступительные испытания.
Второй способ – поступить в университет через личный кабинет абитуриента на сайте Уральского государственного экономического университета. В специальном разделе для абитуриентов и с помощью него соискатели могут получить всю информацию о поступлении и подать документы.
«У нас представлено свыше 16 направлений подготовки, а профилей обучения больше 34. К сожалению, доля бюджетных мест у нас небольшая, и, в основном, студенты учатся на договорной основе. Но из-за преобладания очно-заочной и заочной форм обучения мы рассчитываем на то, что наш студент, окончивший техникум, уже устроен на работу и может сам оплачивать свое обучения», – подчеркивает преподаватель.
Стоимость обучения
В 2021 году стоимость обучения в Институте непрерывного и дистанционного образования УрГЭУ составляет 53 тысячи рублей в год при заочном и очно-заочном формате на программах, которые реализуются с применением дистанционных образовательных технологий.
В процессе учебы студенты ИНДО проходят обязательную практику, наиболее успешные из них остаются в компаниях, где они проходили стажировку в качестве полноценных сотрудников. Перечень предприятий и организаций, с которыми сотрудничает Институт, весьма обширен и зависит от конкретного профиля подготовки.
Студенты института непрерывного и дистанционного образования могут попасть на практику (с перспективой дальнейшего трудоустройства) в различные государственные ведомства и министерства, судебные органы, силовые структуры: например, заксобрание Свердловской области, Сбербанк, администрацию губернатора, УГМК, ЕВРАЗ, Уралвагонзавод, Центробанк и другие рыночные субъекты.
«При формировании учебного плана мы ориентируемся на действующие профстандарты. Они отражают актуальные требования рынка труда к выпускнику, его умениям, навыкам и компетенциям. Проектирование сновных профессиональных образовательных программ высшего образования (ОПОП ВО) осуществляются в соответствии с федеральным образовательным стандартом. В нашем университете мы применяем два подхода. Компетентностный, который направлен на улучшение взаимодействия рынком труда и повышение конкурентноспособности специалистов, и модульный. Основанный на привлечении к учебному процессу «практиков». Чаще всего это руководители высшего и среднего звена работающих в регионе предприятий», – указывает Екатерина Ялунина.
Она особо выделяет тот факт, что главным преимуществом ИНДО является не удобный формат обучения, а широкие перспективы для дальнейшей карьеры. Институт выделяется тем, что он готовит нужных специалистов для реального сектора экономики. То есть обучающиеся в нем люди уже нашли себе место в жизни, а полученное ими образование бакалавра или магистра просто помогает им продвинуться по карьере. Тем самым Институт непрерывного и дистанционного образования не отрывается от реального положения вещей в той или иной профессии.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин