В воскресенье Петербург обошел Москву по числу новых случаев заражения коронавирусом. На следующий день, в понедельник, новых случаев заболевания Covid-19 уже было вдвое меньше. Об эпидситуации в Петербурге, неравномерной статистике и о прогнозах «ФедералПресс» рассказал кандидат биологических наук, независимый аналитик, сооснователь сообщества Watching COVID-2019.ru Алексей Куприянов.
Алексей Валерьевич, в воскресенье официальная статистика сообщила нам, что в Петербурге выявлено новых случаев коронавируса больше, чем в Москве. С чем это может быть связано?
— На самом деле вы тут попали в ловушку из-за особенностей формирования статистики. Это связано с восстановлением в середине августа потока добросовестных данных по новым выявленным случаям. В них всегда присутствуют скачки день ото дня и заметна разница между выходными и буднями. Некоторая сумятица происходит из-за непрозрачности, с которой отчитываются наши органы. Статистика сообщается нам с некоторым опозданием: утренний отчет приходит с показателями вчерашнего дня. Однако по не очень понятным причинам у нас в Петербурге немного все съехало, и отчет публикуется с позавчерашними данными. Поэтому у нас существенный спад приходится на понедельник и вторник, причем это характерно только для данных с августа. Зимой и весной этого года сдвиг был только на один день, и спады в данных из городских справок приходились на воскресение и понедельник.
Если посмотреть на моем портале графики по количеству заболевших, по госпитализациям и по смертности в Петербурге, то там видно, что день ото дня данные все время скачут и довольно сильно. Причем даже в соседние дни они сильно отличаются, и самые большие провалы – по выходным. Сейчас у нас по выходным менее глубокие провалы, чем бывало. В августе 2020 на спаде после первой волны были и вовсе «нулевые» выходные, когда не регистрировалась ни одна смерть – это не означает, что люди переставали умирать. Это означает, что службы работали настолько расслабленно, что они по выходным позволяли себе отдыхать совсем. Сейчас такого уже нет, смерти регистрируют и в выходные, но все равно меньше – это чисто бюрократические причины.
То, что вчера были цифры тревожные, а сегодня утешительные – это иллюзия, потому что они и вчера были тревожные, и сегодня. Но степень их тревожности определяется не тем, что цифры большие или маленькие, а тем, какое место они занимают в общей динамике, которая вырисовывается за последние две недели.
Как, по-вашему, дальше будет развиваться динамика заболеваемости?
— В последние две недели в Петербурге наблюдается устойчивый рост всех показателей: госпитализаций, новых случаев и т.д. Чтобы делать прогнозы по заболеваемости, нам нужны верные данные, а мы полтора года получали некорректную информацию по коронавирусной статистике. С середины мая 2020 по середину августа 2021 – часть данных вызывает серьезные сомнения, а часть публиковалась с пробелами. Посмотрите на график, здесь красные столбики – данные из бюллетеня Межведомственного городского совета, серые столбики – портала «Стопкоронавирус». Мы видим, что эти данные совершенно не совпадают.
Посмотрите на тот момент, когда начинает идти вверх кривая заболеваемости по данным городского штаба – это май 2021. «Стопкоронавирус.рф» начинает поднимать данные на месяц позже. Статистику город перестал публиковать 3 июня, когда начинался Петербургский экономический форум. Вместо того чтобы закрыть город на локдаун, они закрыли публикацию статистики, а данные по коронавирусу шли вверх. Они все знали. Дело в том, что у каждого человека, которому поставлен диагноз «ковид», есть индивидуальный эпидемиологический номер. Они знают про каждого человека, у которого выявлен коронавирус. Число этих людей в разы превышает данные официальной статистики. Проблема в том, что мы теперь не можем оценивать степень опасности и тенденции развития ситуации, сравнивая их с предыдущими волнами, потому что по предыдущим волнам честных данных в открытом доступе почти нет.
В июне-июле от коронавируса скончалось рекордное число россиян. Об этом сообщали в СМИ, это отражено в кривых вашего графика. С чем это может быть связано?
— У нас разгорался настоящий пожар третьей волны, который привел к чудовищной сверхсмертности. Если мы посчитаем, сколько в Петербурге умерло людей в июне и июле 2021 года и соотнесем это с допандемическим 2019 годом, то это почти вдвое больше. Если объяснить простым языком, то вместо пяти умерших – девять. Городская администрация закрыла данные по коронавирусу в начале июня и не вводила никаких ограничений. Ограничения бы, может быть, и не помогли, но люди бы поняли, что происходит.
Как, по-вашему, обстоит дело со смертностью от коронавируса сейчас? Влияет ли вакцинация на статистику смертности и заболеваемости?
— Если посмотреть на выявленные данные сейчас, то дело обстоит хуже, чем весной. «Скользящая средняя», среднее число заболеваний за неделю, на весеннем плато 750 человек в день, сейчас эти показатели по выявленным случаем – больше тысячи и растут. Это не та передышка, которая была в прошлом августе и весной. Мы попадаем из огня да в полымя: у нас только что закончилась довольно острая волна июньская-июльская, и мы уже вступаем в осеннюю. Чем это закончится – неизвестно. У нас есть призрачная надежда, что летальность понизится, потому что в Петербурге уже переболело больше половины жителей, умерло больше половины процента населения, 1,5 млн человек вакцинировано. В какой мере вакцинированные пересекаются с переболевшими – непонятно. Однако, если сложитьих вместе, то мы получаем внушительную цифру людей, которые вроде бы имеют антитела. Это означает, что даже если они заразятся, то они перенесут ковид в более легкой форме и смертность будет ниже, чем в первую и вторую волну.
Мы этот эффект наблюдаем сейчас во всех странах, где была успешно проведена массовая вакцинация. Мы видим этот эффект в Израиле, Монголии, Швеции и многих других странах. В том же Израиле ситуация со смертностью в целом в шесть раз лучше, чем в Петербурге. Вакцинация и локдауны, конечно же, помогают. Вот если вообще ничего не делать, то все будет плохо. Кампания по вакцинации в Петербурге, по сути, провалена, потому что они потратили почти год на то, чтобы привить 1,5 млн человек. Другие страны вакцинировали за это время подавляющее большинство взрослого населения. Первая причина в том, что у нас нет мощностей для производства необходимого количества доз вакцин, кроме того, много отбраковывается. ГамКовидВак (Спутник V) точно работает. Его просто недостаточно пока для вакцинирования большинства населения. Антивакцинаторские настроения, конечно, играют свою роль, но вакцины не хватает.
Можно ли сделать на основе имеющихся данных хоть какие-то прогнозы?
— Нас ждет четвертая волна. Вопрос только в масштабах и в летальности. Эти вопросы остаются открытыми. Мы сейчас можем констатировать только то, что волна уже пошла в рост. С каждой неделей скорость увеличивается, до определенной высоты, затем она начнет снижаться примерно с такой же скоростью, что и поднималась. На раннем этапе развития этой волны прогнозы будут нестабильными. Они будут давать широкую вилку между очень большими и очень маленькими показателями. Если бы мы могли опереться на опыт предыдущих волн, то прогнозировать было бы легче. Однако первая волна у нас недосчитана из-за отсутствия тестов и чрезмерно осторожного отношения к диагностике, часть данных по второй – вызывает серьезные сомнения, а по третьей – не опубликована, хотя сами данные, несомненно циркулируют в ограниченном доступе.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Пандемия коронавируса