На фоне стремительно меняющегося мира все очевиднее становится, что каждое последующее поколение меняет его по-своему, обладая особыми качествами, обусловленными переменами в технологиях, политике и культуре. Волей-неволей приходится обращаться к теории поколений, впервые описанной в начале 90-х американскими социологами Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом. Их идея заключалась в том, что происходящие в политике и экономике события влияют на формирование человека как личности и во многом определяют его поведение.
На фоне стремительно меняющегося мира все очевиднее становится, что каждое последующее поколение меняет его по-своему, обладая особыми качествами, обусловленными переменами в технологиях, политике и культуре. Волей-неволей приходится обращаться к теории поколений, впервые описанной в начале 90-х американскими социологами Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом. Их идея заключалась в том, что происходящие в политике и экономике события влияют на формирование человека как личности и во многом определяют его поведение.
Если это верно, как изменит мир поколение нынешних подростков? Каким будет человек будущего, скажем, в 2040 году? С этим и другими вопросами «ФедералПресс» обратился к Евгении Шамис – основателю и координатору исследовательского центра RuGenerations, который более 20 лет занимается исследованиями поколений и является единственным в мире центром, который может точно определить их границы.
Еще лет пять назад о теории поколений говорили вскользь и робко. Однако в последнее время мы наблюдаем активное обсуждение поколения Z, его особенностей, идут разговоры и о других поколениях. Почему так актуализировался этот вопрос?
— Теория поколений впервые была озвучена в 1991 году, когда Нил Хау и Уильям Штраус описали цикличное повторение моделей поведения различными поколениями с периодичностью в 80 – 100 лет. Подход сразу же взяли на вооружение компании и правительства. В России интерес к теории поколений активизировался спустя 20 лет после ее возникновения, после кризисных 2008 – 2009 годов, когда поколение Миллениумов (прим. ред.: людей, родившихся в период с 1985 по 2002 год) вступило в активную трудовую деятельность. Тогда ранее успешно работавшие подходы в управлении бизнесом и кадрами вдруг перестали действовать. Стало ясно, что менеджмент и стратегия нуждаются в пересмотре, адаптации. И если до этого нам говорили, что теория поколений в России не работает, то именно тогда все же обратили внимание на это явление.
Почему сегодня говорят о теории поколений? Много конфликтных ситуаций. На работе они возникают между поколениями Икс и Миллениум, в коммуникации с Беби-бумерами (те, кто родился в период с 1944 по 1963 год). Дома и в школах стало активно проявлять себя поколение Z – нынешние дети и подростки. Умные дети Z. Это в свою очередь наложилось на такой тренд, как активное родительство. У поколения Миллениум оно называется осознанное родительство, у поколения X (прим. ред.: рожденные с 1964 по 1984 год) – профессиональное родительство. Как бы такое родительство не называлось, его характерная черта – все согласились, что детьми нужно серьезно заниматься. Если этого не происходит, в обществе звучит осуждение: «Вы плохие родители». Все хотят разобраться, что же делать.
Кстати, родители не всегда стремились так активно себя вести, как сейчас, и общество не всегда поощряло подобное поведение родителей. Например, поколение Беби-бумеров – трудоголики; много времени проводили и проводят на работе. В то время не было общественных требований настолько активно заниматься детьми. Занимались, но меньше.
На чем основан подход теории поколений?
— Исследования теории поколений базируются на стыке пяти наук: экономики, истории технологий, истории, политологии, культурологии. В основе определения границ поколений лежат мировые экономические циклы, пришедшиеся на первые 10 лет жизни человека. На данный момент мы в нашем исследовательском центре идентифицировали и изучили шесть поколений: Беби-бумеров, поколение X, Миллениумов и поколение Z, а также Молчаливое поколение (1924 – 1943 г. р.) и Победителей (1903 – 1923 г. р.). Каждые четыре поколения образуют экономический цикл: экономический подъем, стабильность, спад и кризис. Бэби-бумеры формировались после экономического подъема, начавшегося после Второй мировой войны, поколение X застало экономическую стабильность, Миллениумы росли во время экономического спада, а поколение Z попало на кризис. Кстати, Миллениумы похожи на Победителей, а Z – на Молчаливое поколение. Так проявляется цикличность.
Года рождения поколений в мире совпадают – разница составит максимум один год. При этом в разных странах может быть разное распределение поколений. Сейчас в России очень мало представителей поколения Миллениум – всего 17 млн человек. Аналогичная ситуация в Беларуси и Украине. На момент их рождения в этих странах был сложный социально-экономический период, поэтому в семьях неохотно рожали детей – их надо было чем-то кормить. В США, Латинской Америке, Азии, напротив, очень много Миллениумов. В то же время в России, например, очень много поколения X – людей 1964 – 1984 годов рождения. Около 29 млн человек.
Интерес к теории поколений проявляет и бизнес. Маркетологи всерьез разрабатывают свои стратегии, основываясь на портретных слепках поколений...
— Потому что поняли: если правильно работаешь с теорией поколений, у тебя в маркетинге и продажах получается точное попадание. Это операционные решения. Вообще это хороший подход для разработки стратегии в экономике, инновациях и образовании.
Риск – попасть на некачественные материалы по теме. Сейчас тут очень много популизма — материалов без исследований, основанных на субъективном мнении и на неподтвержденных данных.
Поколение Z. Какие они?
— Это «взрослые дети». Замечали сложные, совсем не детские вопросы, которые они задают? Они нормально воспринимают взрослые правила игры, несмотря на свой юный возраст, смотрят в сторону серьезных направлений собственного развития, ожидают взрослой аргументации в вопросах, почему им стоит изучать в школе тот или иной предмет. Их не удовлетворяет ответ «пригодится».
В чем разница между ними и поколением Миллениум, например?
— Например, если Миллениуму показать успешный успех или продемонстрировать позицию лидера мнений, он поверит на слово. А поколение Z потребует доказательств. Этим людям важно провести и фактчекинг, и сайнсчекинг.
Еще у поколения Миллениум пока не получается слушать и слышать другие поколения. Связано это с тем, что у них неимоверно высока степень неопределенности будущего, они пытаются определиться хотя бы с собой. Пока они не поняли себя, как же понять других людей? А вот Z, кстати, их еще называют Хоумлендеры, могут услышать и понять других людей, – в их детстве был сделан акцент на такие умения. Для поколения Z большое значение имеет дом. Мы это наблюдаем последние лет десять, в ходе пандемии понятие Хоумлендер еще более укрепилось. Нынешние дети и подростки будут вкладываться в жилье, еду, в украшение дома. Эти ребята уже являются инициаторами перемен, они говорят родителям: небоходимо ортопедические детские матрасы купить , а тажке купить ортопедические подушкт в спальню, или спрашивают, какой из четырех видов пирогов приготовить.
Поколение Z – люди, рожденные с 2003 по 2023 год. Их в России сейчас примерно 25 млн человек. Между этим поколением и поколением Миллениумов есть еще, так называемые, «пограничные поколения» - рожденные с 1999 по 2005 год. Это поколение ведет себя достаточно конфликтно. По крайней мере, так это выглядит для всех остальных. С точки зрения экономики они родились на границе конца экономического спада, на котором формировалось поколение Y или Миллениумы, и начала экономического кризиса. То есть они увидели самые сложные, темные времена. Поэтому они говорят очень остро, порой неприятно. Яркий пример – Гретта Тунберг. Но мы должны их услышать, другого варианта у стран и мира нет.
Расскажу, как мы ловили границу между Миллениумами и поколением Z. Это было ярко. В разных городах мы изучали несколько параллельных групп. Дети и подростки, рожденные в 1998 году, отвечали и рисовали то же самое, что и рожденные в 1991-ом. Это показывает, что пока идет поколение Y. И вдруг ко мне на первый курс в университет приходят ребята 1999 года рождения и сразу же поднимают тему, которая раньше никогда не звучала – предательство в дружбе. Миллениумы хоть раз об этом сказали! Это не их тема, она их не интересует. А для «пограничников», как и для детей Z, это очень важно.
А «соседние» поколения понимают друг друга ?
— Соседние поколения как раз плохо понимают друг друга. Наилучшее взаимодействие получается через поколение. То есть поколение X неплохо понимает поколение Z, а Миллениумов, например, лучше понимают Беби-бумеры. Но это не значит, что Миллениумам не интересно работать с Иксами, – наоборот.
С чем это связано?
— Поколения через одно родились в период схожих экономических циклов, в основе которых – либо стабильность, либо изменения. Родившиеся в период стабильной ситуации лучше понимают друг друга, даже несмотря на то, что ситуации кардинально противоположны – экономическая стабильность и экономический кризис. Поэтому основные паттерны формируются схожим образом.
Какую ценность поколение Z принесет в мир?
— Науку точно. Среди Хоумлендеров будет много ученых. Эта профессия всегда в рамках исследования входит в тройку лидирующих в ответах. Мы давно не видели такого интереса поколений к научному виду деятельности. У этих детей формируется запрос на научные пруфы и перепроверку данных.
В рамках наших исследований мы уже много лет просим детей и подростков Z создать список хороших профессий. Ну, условно говоря, космонавт. Вот среди детей-Z не будет много космонавтов. Ученые в космосе – да. Просто космонавты появятся чуть попозже – со следующим поколением. Еще одна очень важная профессия Z — деятели искусства в самых разных проявлениях: от кинематографа до музыки и литературы.
В целом у поколения Z формируется кругозор не просто широкий, но и глубокий. У глубины, понимания, умения разобраться растет ценность. При этом поколение Z понимает важность образования, но не удовлетворено современной школой. В целом в мире начальная и средняя школа детей и подростков не устраивает. Обратите внимание: не только родителей и взрослых, а именно детей. Это недовольство останется, пока мы не увидим начальное и среднее образование нового формата. Мне интересна судьба тестов и экзаменов, например, ЕГЭ и ОГЭ, которые уже не отвечают запросам поколения Z. Хоумлендеры больше ориентированы на знания и доказательства, а тестирование – скорее демонстрация навыков. Полагаю, в скором времени стоит ожидать появления большего количества открытых вопросов на экзаменах, диалоговых устных форматов.
Уже понятно, каким будет следующее поколение?
— Мы ждем 2024 – 2025 годов. Думаю, мы продлим границы рождения поколения Z до 2024 года. Затем нас ожидают экономический подъем и поколение, похожее на Беби-бумеров. Мы многое можем предсказать заранее. Но анализировать характерные черты поколения на практике нам предстоит не раньше 2035 года