Экономические санкции отразились на многих отраслях, и один из самых болезненных ударов пришелся по авиации. Падение пассажирских и грузовых перевозок по итогам первого квартала фиксируется повсеместно. О том, с какими трудностями пришлось столкнуться коллективу аэропорта Омск-Центральный, как далеко может зайти кризис и осуществим ли запуск главного долгостроя региона – аэропорта Омск-Федоровка, в интервью «ФедералПресс» рассказал генеральный директор ОАО «Омский аэропорт» Олег Селиверстов.
Модернизация на паузе
Олег Александрович, аэропорт Омск-Центральный находится фактически в черте города. Еще в феврале этого года губернатор региона Александр Бурков вновь обсуждал возможность его переноса и возобновления строительства аэропорта Омск-Федоровка. Но за прошедшие полтора месяца в экономике многое изменилось. Какие планы сейчас: будет реконструкция действующего аэропорта или все-таки перенос?
— Я считаю, что городу нужен аэропорт вне центра. Есть очевидные причины: большая приаэродромная территория нынешнего аэропорта накладывает отпечаток на жизнедеятельность всего города. Сейчас мы разрабатываем модель новой приаэродромной территории, которая будет более комфорта для города, но всех ограничений она не снимет. Нельзя забывать, что Омск – самый низкий город-миллионик в России, и это как раз следствие ограничений, связанных с высотой полетов.Наконец, в городе есть технологически опасные объекты в путях подхода воздушных судов. Если произойдет техногенная авария, допустим на автозаправочной станции, то это никак не должно повлиять на низколетящие самолеты. Одним словом, мы серьезно мешаем городу полноценно развиваться, как и город мешает нам.
В пандемию большинство транзитных грузовых самолетов летели в Красноярск, где дозаправлялись и летели дальше. Если бы у нас была полоса 3,5 километра, то они бы гарантированно садились в Омске
Жителям нравится, что аэропорт Омск-Центральный находится в черте города и до него можно в любое время суток без проблем добраться из любой точки. Это быстро и очень удобно, но не прибавляет комфорта из-за шума.
Если говорить о перспективах строительства аэропорта Омск-Федоровка, то у нас по-прежнему есть документы от федеральных властей о планируемом включении нашего аэропорта в программу развития магистральной транспортной инфраструктуры с 2025 года, а значит, есть шанс, что мы можем получить государственное софинансирование. Инфраструктурные изменения в аэропорту «Омск-Центральный» мы пока не планируем, кроме поддержания текущего состояния.
Есть ли какие-то подвижки с реализацией проекта по строительству аэропорта в Федоровке, о котором говорят не один год? Насколько вообще эта инициатива реальна для исполнения?
— На сегодня на территории аэропорта Омск-Федоровка ничего не изменилось, но, даже несмотря на это, данный проект реален для исполнения. Если посмотреть на опыт потенциальных инвесторов, то они возводили аэропорты в чистом поле, к примеру, в Ростове-на-Дону. Понятно, что надо проводить новые исследования и какая-то часть инфраструктурных объектов в Федоровке может быть использована – сейчас они применяются только как площадки для картинга и других развлечений. Пока что нам надо подумать о разработке проектно-сметной документации, потому что это говорит о серьезных намерениях.
Молодежный чемпионат мира по хоккею-2023 в Омске отменен. Готовился ли аэропорт к этому событию, что было сделано для его модернизации, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к принимающей стороне? Продолжается ли эта модернизация или взята на паузу?
— Я лично сожалею, что это мероприятие не состоится. В течение трех лет я занимался подготовкой аэропорта Сочи к предстоящим Зимним Олимпийским Играм. Это большая и ответственная работа, в ходе которой отрабатываются различные нестандартные ситуации. Можно сколько угодно говорить, как это классно, другое дело пережить в реальности. Но сейчас нужно считаться с тем, что есть. Мы вернемся к обсуждению программ по развитию аэропорта, когда можно будет делать какие-то прогнозы – насколько целесообразно, например, увеличивать пропускную способность ради роста пассажиропотока.
Не только самолетам санкции подрезали крылья
У всех аэропортов сегодня сократилось количество перевозок, снизился пассажиропоток. Насколько упали показатели в аэропорту Омск-Центральный?
— Для нас одним из самых успешных стал 2019 год. Тогда мы показали прирост пассажиропотока на 23% до 1,4 млн человек, и имели самые лучшие показатели прироста по стране среди региональных аэропортов. В ковидный год нас сильно отбросило назад. Тогда пассажиропоток составил около 1 млн человек, а спустя год показали результат – 1,5 млн пассажиров. Сейчас 2022 год и пока, особенно в связи с последними политическими событиями, сложно делать какие-то прогнозы. Тем не менее снижение пассажиропотока очевидно и это связано с тем, что авиаперевозчики занимаются решением более глобальных вопросов. Формально у нас все неплохо: если в марте прошлого года пассажиропоток составлял 92 тыс. 836 человек, то за аналогичный период 2022 года он составил 93 тыс.640 пассажиров, то есть рост составил 1 %. Но согласно бизнес-плану на нынешний год он должен был составить 16 %. Если в апреле 2021 года у нас было 99 476 пассажиров, то сейчас мы предполагаем, что будет 83 933 пассажира, или на 15 % меньше, а если сравнивать с бизнес-планом, то падение достигнет 30%. Нас, как видите, все время немного оттягивает назад. Если бы не эти форс-мажорные обстоятельства, мы бы сильно увеличили пассажиропоток. Больше всего сейчас нас интересует период майских праздников – обычно в это время граждане активно летают на юг, посмотрим, как будет в этот раз.
Грозит ли это сокращением сотрудников или переводом части персонала на неполную занятость? На чем еще аэропорт может и будет экономить?
— У нас выросли затраты, от которых мы не можем обойтись: офисная бумага или жетоны, которые люди берут на парковке, чтобы открылся шлагбаум. Кроме того, практически все авиакомпании просят отсрочки платежей и каких-то скидок. На сегодняшний день мы сократили расходы, включая те, что были запланированы на первенство мира по хоккею, оставив только обязательные платежи. Сокращение сотрудников и перевод части персонала на неполную занятость мы не рассматриваем. И дело не только в социальной ответственности, но и в том, что у нас никогда не было лишних людей. Увольнять персонал нам крайне невыгодно, тем более, что когда это все закончится, мы не соберем работников обратно.
Большое влияние на пассажиропоток оказало закрытие южных аэропортов в Ростове и Краснодаре, но частично это компенсируется увеличением пассажиропотока в Сочи
«Важно, чтобы к нам летали самолеты»
В одном из своих интервью вы говорили, что «Аэрофлот» летал с загрузкой не более 80 %. Какова загрузка бортов, вылетающих из Омска, сейчас и как она может измениться в ближайшее время?
— Загрузка у них сейчас небывало высокая – под 100 %. Пару недель назад я летал в Санкт-Петербург и лично наблюдал почти полную загрузку на рейсе авиакомпании «Россия». С 14 апреля они возвращают ежедневный рейс на «Шереметьево».
Федеральные и региональные власти оказывают поддержку предпринимателям, как и в пандемию. Могут ли аэропорты воспользоваться какими-то из мер господдержки. И какую помощь от государства хотели бы получить сами «воздушные гавани»?
— Основываясь на опыте пандемийного 2020-ого года, мы видели эффективные меры поддержки как со стороны федеральных, так и региональных властей: предприятия с долевым участием в регионе не выплачивали дивиденды за предыдущий год и могли получать субсидируемые кредиты. Значимая мера поддержки для нас, которую мы прошли в пандемийный год – федеральные субсидии за недополученных пассажиров. И возобновления этих выплат хотелось бы получить в первую очередь. Другой вариант – поддержка авиакомпаний в любой форме. Ведь все, что нам нужно, – чтобы к нам летали самолеты.
Впереди сезон отпусков. Как может расшириться география полетов? Например, возможны ли рейсы на Дальний Восток?
— Сейчас мы ведем переговоры с перевозчиком о Дальнем Востоке, но пока это октябрь. Вероятно, будет стыковочный рейс. Однако пока ничего конкретного сказать не могу, должен сложиться ряд условий. Нам было бы хорошо, если б с мая открылся Краснодар, Ростов и Симферополь. Наконец, ведем переговоры о дополнительных полетах в Узбекистан, который хорош для тех, кто не хочет отдыхать на море.
Какие планы на ближайшее время? Планируется открывать новые направление?
— Мы ждем, что в конце апреля откроется Турция. Там всегда хороший пассажиропоток. Это будет интересно как жителям, так и нам. Через неделю поедем на переговоры в Казахстан, и по их итогам есть надежда открыть и там новые направления.
Фото: ФедералПресс / Полина Петренко, РИА Новости / Александр Кряжев, пресс-служба ОАО «Омский аэропорт», freepik.com