Top.Mail.Ru
Экономика
Пермский край
0

Падение выручки и дефицит «железа»: директор технопарка о том, что ждет IT в России

Промобот
В нынешней ситуации больше преимуществ у тех IT-компаний, которые выпускают готовый продукт

Изменение геополитической обстановки и ухудшение экономической ситуации серьезно ударили по российской IT-индустрии. В Перми, которая традиционно считается одним из айтишных центров страны, работает немало компаний мирового уровня. Часть из них являются резидентами крупного технопарка Morion Digital. С какими вызовами и трудностями столкнулись IT-компании в России? Как им работается в новых реалиях и не собираются ли они сворачивать бизнес? Насколько эффективны поддержки этой отрасли, предлагаемые властью? Эти и другие вопросы «ФедералПресс» обсудил с директором технопарка Morion Digital Оскаром Ягафаровым.

Топ-5 главных проблем сферы IT

Оскар, насколько сильно геополитическая и экономическая ситуация повлияли на работу ваших резидентов, занятых в IT-отрасли?

— Мы не в вакууме живем. Понятно, что в условиях глобализации внешнеэкономическая обстановка так или иначе влияет на все компании. Хотя масштаб и сила этого влияния разнятся в зависимости от профиля предприятия.

Мы провели небольшое исследование, как текущая ситуация повлияла на сферу IT. В первую очередь, опросили около 40 резидентов нашего технопарка, занятых в этой отрасли. Дополнительно для сравнения и некоторой репрезентативности пообщался на эту тему с коллегами из Москвы, Саратова, Казани, Омска и других городов.

По итогам опроса можно выделить пять ключевых факторов, которые негативно влияют на работу IT-компаний. Первый – сокращение выручки на российском рынке. Так происходит потому, что крупные отечественные компании сейчас замораживают либо вообще прекращают свои инвестпроекты, снижают объемы работ по текущим договорам. Но этот эффект может носить временный характер. Потому как мы уже видим некоторый отскок. Надеюсь, что ситуация будет выправляться. Второй негативный эффект – сокращение выручки на зарубежных рынках. Здесь все понятно: прекращаются работы по договорам с зарубежными заказчиками, закрываются иностранные рынки для наших IT-компаний.

Третья проблема, уже более глубокая, связана с уменьшением доступности средств производства – электронных компонентов, «железа», программного обеспечения. Это серьезно бьет по компаниям, которые зависимы от этого оборудования и продуктов. Четвертый негативный эффект – сокращение деловых коммуникаций. Это мы хорошо видим по технопарку: компании вынуждены пока «тушить внутренние пожары» и меньше взаимодействуют друг с другом.

Наконец, пятая сложность – снизилась доступность капитала. IT-отрасль является одним из лидеров по привлечению венчурных инвестиций. В России венчурная история не так развита, как в ряде других стран. Понятно, что сейчас стало невозможным привлечь средства многих зарубежных фондов. Добавьте к этому снижение собственной выручки. Отсюда возникают проблемы с капиталом. Таковы ключевые негативные факторы, из которых вытекают все остальные трудности для IT-компаний.

Одни поднимают зарплаты, другие – урезают

Складывается, мягко говоря, не очень радостная картина.

— Не все так плохо. Во время этого импровизированного исследования я просил собственников и руководителей компаний оценить, как они видят свои ближайшие перспективы. Очевидно, что в глобальном плане нынешняя ситуация для всех выглядит не очень радужно.

Тем не менее около 30 % предприятий видят для себя умеренно оптимистичный сценарий, рассчитывая сохранить объем выручки на уровне 2021 года. Также некоторые представители этой «группы респондентов» отмечают, что сейчас активно набирают сотрудников и планируют повысить зарплаты на 10–30 %. Они понимают – чтобы конкурировать в том числе с зарубежными компаниями за кадры, нужно поднимать зарплаты. Кстати, мы видим, что это уже делают ряд федеральных игроков: крупные российские IT-компании объявили о повышении зарплат и выплате премий.

Определенный оптимизм испытывают те компании, которые могут заместить своими решениями импортное ПО. По их словам, раньше по этой тематике было непросто вести дела с крупным бизнесом. Сейчас же у него возникли трудности с зарубежным ПО, и он начинает поворачиваться лицом к российским компаниям. Крупные компании готовы пилотировать отечественные решения, предоставлять свою инфраструктуру для разворачивания наших программ и сервисов, апробировать их.

В целом IT-компании, которые выпускают готовый продукт («продуктовые» компании), нынешнюю ситуацию оценивают позитивно, видят в ней больше возможностей, нежели угроз.

Но есть и те, кто не столь оптимистично настроен?

— Примерно половина компаний, с руководителями которых беседовал, свои ближайшие перспективы оценивают по умеренному и негативно-умеренному сценариям. Они ожидают, что их выручка сократится на 10–20 % по сравнению с прошлым годом. Пропорционально падению выручки, скорее всего, будут снижать общий фонд оплаты труда. Главную проблему они видят в том, что замедляется рост компании из-за потери времени, недостатка ресурсов и других негативных факторов.

Остальные компании (это порядка 15–20 %) прогнозируют сильное сокращение выручки (вплоть до 50 %) и ФОТ, сворачивание всех новых проектов. Такие негативные сценарии рассматривают компании, которые выпускают программно-аппаратные комплексы. Именно они столкнулись с недоступностью «железа» либо сложностями в его доставке. Потому что если покупать обходными путями, тогда встает вопрос увеличения сроков и стоимости. А это грозит потерей рентабельности. Если же оборудование и компонентная база, которые они использовали, вообще стали недоступны, то возникает необходимость переписывать всю серверную часть под новое «железо». А это опять-таки затраты времени и денег.

Преимущество нашего технопарка и в целом Перми заключается в том, что здесь много «продуктовых» компаний. И это круто. А если в каком-то городе или регионе преобладают контрактные сервисные IT-компании, которые еще и работают под зарубежным брендом, то у них могут возникнуть серьезные проблемы.

Уезжать из России не собираются

Никто из ваших резидентов-респондентов не говорил о риске закрытия? Или, может, о возможном отъезде из России?

— Нет. Надо понимать, что у нас в технопарке по большей части находятся зрелые компании и стартапы «с зубами», которые умеют зарабатывать. Так, во время пандемии коронавируса и жестких ограничений от нас ушел только один резидент, который занимал 100 кв. м. Для понимания: площадь технопарка – 86 тыс. кв. м. Тогда мы сразу же нашли замену ушедшей компании. Мы не потеряли резидентов в ковидные времена, и в нынешний кризис ни одна из компаний не объявила об уходе из технопарка. Не говоря уж об отъезде и вывозе своих сотрудников из страны. Кстати, при опросе один из наших резидентов отметил, что на него просто посыпался вал резюме после того, как государство объявило различные меры поддержки IT-отрасли и занятых в ней специалистов. Люди видят перспективы и хотят работать в этой сфере.

Как оцените те меры поддержки IT-отрасли, которые сегодня запустили федеральные власти?

— Отметил бы оперативность реакции властей на новые вызовы и беспрецедентность этих мер. Мы, как представители технопарка, давно информировали власти о том, что нужно поддерживать инновационные отрасли. Предлагали варианты мер поддержки, исходя из нашего практического опыта. В итоге сейчас Минцифры РФ и другие органы власти предоставили не только те меры, о которых просила отрасль, но и даже сверх того. Но сама ситуация требовала кардинальных и оперативных решений.

Выше я озвучил пять основных проблем, с которыми сейчас столкнулись IT-компании. Мне кажется, власти видят эти негативные факторы. И вводимые меры поддержки направлены на смягчение их воздействия. Взять, к примеру, проблему доступности капитала. Из-за сокращения выручки у многих IT-компаний возникла необходимость в кредитах, чтобы закрыть возникший кассовый разрыв. Но под те некомфортные проценты, которые были в начала марта, сложновато было кредитоваться. И вот вам, пожалуйста, – для IT-отрасли ввели пониженные ставки. Отличный вариант для решения этой проблемы.

Минпромторг РФ сейчас активно стимулирует диалог между крупными компаниями и российским IT-бизнесом в сфере импортозамещения ПО. Это должно помочь обеспечить отрасль заказами и не допустить сильного сокращения выручки. В общем, меры правильные и своевременные. Теперь ключевая задача заключается в их качественной реализации на местах – в регионах.

Выход на международный уровень

По-вашему, в условиях нынешнего кризиса какие глобальные задачи нужно решать, чтобы отечественная IT-отрасль осталась на плаву?

— Очевидно, что ситуация сложная для всех. Хотя есть некоторая уверенность в среднесрочной перспективе. Но нужно понимать, что без дальнейшей поддержки государства, развития IT-отрасли на более качественном уровне и ускоренными темпами нам не обойтись. Надо постараться сохранить международную кооперацию в этой сфере: по крайней мере, там, где это возможно. Потому что ни одна страна в мире в условиях глобализации не может сказать: «Мы сами все сделаем». Та же отрасль микроэлектроники – это абсолютно внестрановая история.

Нынешняя ситуация нарушила логистические и партнерские цепочки, усложнила разработки новых продуктов и создание новых технологий в нашей стране. И тут возникает два основных вопроса. Первый: а кто будет «собирать» новые продукты? Второй: как и для чего их «собирать» – пытаться «починить старое» или все-таки создавать «продукты будущего», пользуясь теми окнами возможностей, которые открывает кризис? Мне кажется, что второй вариант предпочтительнее.

Одну из задач нашего технопарка вижу как раз в том, чтобы выстраивать коммуникацию и кооперацию внутри IT-кластера. В середине апреля после двухлетнего перерыва снова провели в офлайн-режиме StartupTour в Перми. Увидели, что люди соскучились по живому общению и встречам. На конкурс стартапов подали больше 120 заявок. Традиционно много потрясающих и интересных проектов заявили пермяки. Преимущество Перми заключается в том, что здесь создана мощная математическая школа. Как следствие – в Прикамье появляются и работают IT-компании мирового уровня.

Кстати, я считаю, что продукты российских IT-компании будут востребованы за рубежом, несмотря на геополитическую ситуацию. И авторам стартапов рекомендовал бы создавать продукты с прицелом выхода на зарубежные рынки. Всегда нужно ставить амбициозные задачи. Даже в нынешней непростой ситуации.

Справка «ФедералПресс»

Morion Digital – один из крупнейших частных технопарков в России. Его специализация –информационно-коммуникационные технологии. В этой отрасли работает более 40 компаний-резидентов от стартапов до корпораций. Среди них – Promobot, Macroscop, ЭР-Телеком, ПАО «Морион» и другие.

Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.