Top.Mail.Ru
Экономика
Свердловская область
0

Правила жизни «СКБ Контур»: ESG глазами айтишников

IT-компании
«Жизнь по ESG-принципам повышает ценность бренда»

В последнее время в бизнес-среде все чаще говорят о внедрении нового стандарта работы, обозначаемого английской аббревиатурой ESG. Он подразумевает экологичность и социальную ориентированность работы компании, а также особый подход к корпоративному управлению. О том, как не очень понятные для русского человека – по крайней мере пока – принципы воплощаются в реальной жизни, в проекте Public Talk «ФедералПресс-центра» рассказала директор благотворительного фонда «СКБ Контур», советник главы компании по социальной ответственности Светлана Скользкова.

Меняем мир к лучшему

ESG-принципы стали неотъемлемой частью ДНК компании. Скажите, пожалуйста, в этом году, в достаточно непростое кризисное время, на что именно делает ставку ваша компания, в каком векторе вы будете двигаться?

— В деятельность «СКБ Контур» всегда была включена социальная работа. Но мы никогда не использовали термины «корпоративная социальная ответственность» или «ESG», мы просто жили по принципу «Меняем мир к лучшему» и все наши бизнес-процессы развивали с учетом клиентоцентричности. В фокусе нашего внимания всегда была и остается помощь бизнесу. Через свои сервисы мы создаем для компаний условия для бесперебойного ведения бизнеса, оперативно реагируя на изменения окружающего мира, кризисные явления, создавая меры поддержки, такие как период бесплатного использования или дополнительная экспертная консультация.

Если говорить о сотрудниках, здесь мы всегда фокусируемся на их опыте, профессиональном и личностном росте. Нам важно, чтобы с момента знакомства с компанией и до момента, когда он может быть перейдет на другую работу, сотрудник имел положительный опыт взаимодействия с нами. Мы стараемся вовлекать коллектив в среду, предполагающую принятие наших корпоративных ценностей. И офисную инфраструктуру мы выстраиваем так, чтобы это было легко и комфортно.

Еще один из важных аспектов ESG-вектора компании – это образование. Мы уделяем большое внимание как профессиональному росту наших сотрудников, так и образованию в широком его смысле, охватывая поддержкой талантливых молодых людей от школьной скамьи, вузовской программы до послевузовского образования.

Если же говорить об экологическом аспекте, то здесь мы, например, создаем сервисы для безбумажного документооборота. Сегодня многие наши сервисы – всего у нас их больше 70 – заточены именно на это. В офисах мы выстраиваем инфраструктуру так, чтобы наносить наименьший вред окружающей среде. Например, при строительстве офиса на Широкой речке мы изначально закладывали принципы энерго- и ресурсосбережения.

В целом мы всегда так жили, так живем и сейчас. Поэтому нам нет необходимости что-либо менять.

Ваша компания организовала конкурс IT-стартапов и онлайн акселераторов. Закончился ли он или молодым программистам еще можно успеть запрыгнуть в последний вагон?

— Наша линейка продуктов насчитывает более 70 сервисов. Каждый из них когда-то был стартапом. И за эти годы мы накопили огромный опыт в области запуска этих продуктов. Время сейчас непростое: кому-то нужна поддержка, а нам, в свою очередь, интересно сотрудничество с теми, у кого есть классные идеи. Нам интересны новые идеи в областях, в которых мы уже работаем: в области электронного документооборота, чатботов, голосовых роботов. Мы надеемся и ждем, что в этом конкурсебудет много таких новых хороших идей.

Прием заявок закончился 16 мая. Скоро мы подведем его итоги. Думаю, что это не последний конкурс. Было подано 240 заявок, из них 60 перешли на этап презентации – там, где предполагается непосредственный контакт, защита заявок и работа экспертной группы.

К участию в конкурсе мы приглашали всю Россию. Будем все ждать объявления победителей – предполагаем, что их будет больше 20 – они с нашей стороны получат, в первую очередь, методологическую поддержку, и – финансовая в этом мире тоже никому не помешает – приз в 1 млн рублей.

Вы говорили о том, что в «СКБ Контур» заинтересованы в том, чтобы сотрудники были счастливы, поскольку заинтересованный, счастливый человек всегда эффективнее. Расскажите о единых корпоративных принципах «СКБ Контур»!

— Сфера корпоративного управления в группе компаний развивается, опираясь на принципы и рекомендации, изложенные в специальном кодексе, который рекомендован Банком России. Жизнь по ESG-принципам дает эффект при долгосрочной реализации этой стратегии. Внедрение ESG в наши повседневные процессы не предполагает какой-то сиюминутной выгоды. Но при этом мы точно понимаем – и у нас есть конкретные примеры – когда в долгосрочной перспективе это дает либо прибавку к прибыли, либо снижение издержек.

В конечном итоге жизнь по ESG-принципам повышает ценность бренда, увеличивает его привлекательность. Современное поколение выбирает услуги, товары, работодателя, исходя из того, как компания относится к окружающему миру. В будущем это будет конкурентное преимущество компаний, которые вовремя встанут на этот путь.

Думаю – говорю – делаю

Вернемся к теме экологии. На Ваш взгляд, с какими барьерами сталкивается крупный бизнес, когда вовлекается в зеленую экономику? Какие проекты есть в вашей компании?

— Если говорить о барьерах, то я могу отметить один – это взаимодействие с государственными структурами. Но я опять-таки понимаю, что это на начальном этапе неизбежно. У разных компаний и государственных структур цель может быть одна, но методы и принципы различаются. Поэтому необходимо какое-то время, чтобы настроить это взаимодействие.

Что касается нашей компании, то экологическая повестка, сохранение лесных массивов красной ниточкой проходит через многие направления нашей деятельности. Это и продуктовая линейка, которая предполагает безбумажный документооборот, это касается и посадки деревьев нашими сотрудниками. В истории компании много проектов, которые делали именно сотрудники. Например, все до сих пор с теплотой вспоминают Харитоновский парк, где мы провели освещение, установили скамейки, создали игровые зоны для детей. Это очень близко нашим людям.

Минувшей зимой мы прибрали часть Юго-Западного лесопарка и поняли, что в 2022 году важно эту тему продолжить, перевести ее в постоянный формат. В этом году вернулись туда же, чтобы высадить деревья в рамках серии экоакций Контура по озеленению в ряде городов. Поэтому благотворительный фонд и группа компаний «СКБ Контур» запускают большой проект под названием «Зеленый контур городов».

Как вы вовлекаете сотрудников в эти проекты?

— Тут важно сначала обозначить принцип, которым мы руководствуемся. Это принцип триединства: думаю – говорю – делаю. Для того чтобы человек начал что-то менять, ему необходимо осознать, что нечто для него важно и без этого он жить не может. Поэтому мы выстраиваем работу в нескольких направлениях, в том числе в просветительском. У нас есть социальная сеть, в ней много разных групп, в том числе ЭкоОфис. Туда вступают те, кому эта тема интересна. Так вот, в этом сообществе сейчас состоит почти 50% сотрудников – более четырех тысяч человек. Люди пришли к этому добровольно, в силу внутренних убеждений. С другой стороны, мы в офисах создаем такую среду, чтобы стать экологичным было достаточно просто.

Это и отказ от одноразовой посуды на кухнях, и раздельный сбор мусора – такая политика присутствует в большинстве наших офисов. А потом это переходит и в семью, распространяется на близких.

Интеллектуальный ресурс

Перейдем к третьему блоку: социальная ответственность. Какие ее формы наиболее популярны в вашем бизнесе?

— Насколько я вижу, многие крупные предприятия, да и физические лица в последние годы пошли в сторону создания благотворительных фондов, общественных некоммерческих организаций. Мне кажется, это связано с желанием привлечь к теме благотворительности как можно более широкий круг населения. Сейчас важный аспект – это волонтерство. В какой-то момент оно потеряло свою ценность – волонтерами стали называть всех подряд, даже тех, кто раздает листовки на улицах.

Сейчас прекрасная возможность для развития культуры волонтерства. Причем, если раньше оно понималось в физическом смысле: посадить деревья, помочь пожилому человеку, то сейчас внимания заслуживает тема интеллектуального волонтерства. Мне она близка, потому что в «СКБ Контур» мощный интеллектуальный потенциал. И как руководитель фонда я стараюсь развивать программы, которые нацелены на вовлечение людей через те формы, которые им удобны и комфортны, чтобы люди могли свой интеллектуальный ресурс использовать для помощи другим.

Например, у нас есть такая экспериментальная программа Курс цифровой грамотности. В пилотную группу мы пригласили родителей, дедушек и бабушек наших сотрудников. Контуровцы подключились на добровольных началах.

Я хотела спросить про вашу образовательную программу. Две екатеринбургские школы уже вошли в нее, как директорам школ туда попасть?

— Каждая компания, когда она задумывается, чем может быть полезна окружающему миру, исходит из тех рисков, которые она создает для окружающей среды. Если говорить про «СКБ Контур» – мы IT-компания, и мы на самом деле очень требовательны к интеллектуальному ресурсу. Нам очень важно его пополнять и способствовать росту профессионализма. Мы начали с поддержки высшего образования, потому что это было ближе к нашей производственной деятельности – нам всегда нужны разработчики. Чем больше мы углублялись в эту тему, тем больше понимали: для того чтобы в высшее образование пришла молодежь, нацеленная учиться дальше, нужно начинать со школьного образования. Поэтому создание благотворительного фонда направлено, в том числе на поддержку школьного образования.

Первый год мы работаем с 130 и 215 школами, которые оказались наиболее подготовленными. Для участия в программе нужна, в первую очередь, заинтересованность администрации школы. Необходимы определенные документы для создания профильных классов – это предполагает дополнительные часы информатики. Должна быть подготовлена профессиональная база – преподавательский состав. Должна быть готовность провести открытый набор в эти классы. 130 школа в этом году набирает два профильных класса, 215 – пять классов. Причем, когда мы говорим о профильных классах, мы имеем в виду с 4 по 8. Это наша принципиальная позиция, поскольку мы считаем, что для успеха нужно как можно начать раньше погружать детей в правильную цифровую среду.

Гайд для каждого

Какие карьерные возможности существуют для сотрудников «СКБ Контур»?

— Мы поняли, что важно выстраивать не просто систему обучения сотрудников, а систему развития талантов. И мы для себя определили базу – развитие по трем векторам: экспертизы, менеджмента и управления программными продуктами компании. Каждый сотрудник может выстраивать индивидуальную траекторию развития. Оно может быть нелинейным. Необязательно, что ты зашел в сектор экспертизы и растешь только как эксперт. У нас есть возможность переходить из одной профессиональной зоны в другую. Для того чтобы выстраивать эту траекторию, есть корпоративный университет, большой институт тренеров, фасилитаторов, учебный портал.

Есть ли у вас кодекс поведения сотрудников во внешнем поле?

— Как такового кодекса у нас нет. Есть ценности и гайд по коммуникациям, который устанавливает главные принципы взаимодействия внутри компании и во внешнем мире. Гайд по коммуникациям затрагивает разные темы: стиль общения, правила использования корпоративного пространства и политику создания контента.

Ваше ощущение от работы в такой крупной компании, как человека?

— Я получаю удовольствие от того, что работаю в уникальной компании: меня окружают уникальные люди, мы создаем уникальные продукты. Мы никогда не разделяли для себя вопросы: клиенты, сотрудники, окружающая среда. Для нас в равной степени важно все это. И те принципы, которые мы применяем для ведения своего бизнеса, применяем в отношении всего, что нас окружает. Это, мне кажется, очень ценно, и за это я люблю нашу компанию.

Фото: freepik.com; рендеры СКБ Контур

Сюжет по этой теме
27 января 2022, 16:11

ESG-развитие

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.