Кажется, что ESG-повестка – это последнее, о чем сейчас думает бизнес среди проблем импортозамещения, разрыва логистических цепочек и роста цен. Но первый шок прошел, компании адаптируются к переменам, и интерес к устойчивому развитию выходит на новый уровень. О том, что выходит на передний план, о новых приоритетах компаний «ФедералПресс» спросил у эксперта в области устойчивого развития и ESG, основателя ESG Consulting Екатерины Герус.
Что сейчас, спустя три месяца после начала нового этапа российской истории, происходит с повесткой ESG ? Стали ли компании интересоваться этим меньше, особенно те, где не было внимания к ESG-ценностям? На что у них сейчас запрос к экспертному сообществу?
— По нашим наблюдениям, после некоторого затишья и снижения спроса со стороны бизнеса на ESG-трансформацию сейчас компании вновь возвращаются к вопросам устойчивого развития и обращаются за поддержкой в подготовке нефинансовых отчетов, разработке политики устойчивого развития, а интерес в получении ESG-рейтинга сместился в сторону азиатских стран.
Как показали результаты опроса, который мы провели в апреле, крупные компании намерены продолжать ESG-процессы согласно заявленным ранее стратегиям, произойдет небольшое изменение ESG-приоритетов и перераспределение бюджетов. Кроме того, мы наблюдаем также сдвиг фокуса в сторону S-факторов и работу над политиками рисков. Такие планы озвучили и компании-участники недавно прошедшего Национального форума по устойчивому развитию, организованного «Ведомостями».
Наш опрос показал также, что средний бизнес, который недавно стал заниматься ESG-повесткой, несколько сократит бюджеты на экологические инициативы, но компании продолжат выпускать отчет об устойчивом развитии. С небольшими компаниями, которые только планировали внедрение ESG, ситуация сложнее. Как показал опрос, и это подтвердилось в переговорах с нашими потенциальными клиентами, многие из них перенесли интеграцию ESG на более поздний этап.
Из трех букв, которые составляют аббревиатуру ESG (environmental – social – governance) какая – в новых условиях – кажется бизнесу самой важной? Совпадает ли это с точкой зрения экспертного сообщества?
— Еще в начале марта, когда стало окончательно понятно, что мир не будет прежним? и все процессы, в том числе ESG, претерпят трансформацию, мы обобщили мнения экспертного сообщества и попытались предположить новые тренды развития ESG. И многие эксперты были солидарны в том, что в долгосрочной перспективе будет наблюдаться смещение акцентов с климатической повестки (E) на социальную (S) и управленческую (G). На первый план выйдут вопросы соблюдения прав человека, антикоррупционная политика, прозрачность принятия решений.
И сейчас мы уже видим, что эти прогнозы начинают сбываться. Так, весной ряд крупных компаний, в числе которых Segezha group, Северсталь, Металлоинвест, En+, Альфа-Банк и другие объявили о повышении заработной платы своим сотрудникам в среднем на 10–11 %.
В части экологии на государственном уровне было заявлено небольшое ослабление требований для поддержки бизнеса. К тому же экологические программы требуют более серьезных инвестиций, что в текущих условиях, когда бюджеты сильно урезаны, сложнее реализовать.
Человеческий капитал для многих бизнесов по-прежнему является одним из ключевых активов, поэтому те компании, которые думают на перспективу и строят долгосрочные планы, стараются максимально сохранить ценные кадры, провести их переобучение и мотивировать к достижению целей, несмотря на сложную текущую ситуацию. Вложение в человеческий капитал и правильная стратегия поддержки и развития персонала в текущих условиях поможет компании быстрее перестроиться и выйти из кризиса.
Другими словами, возвращаясь к вашему вопросу, буква S (социальные аспекты) сейчас может стать драйвером процессов ESG-трансформации, если бизнес грамотно подойдет к работе с этим блоком в новой реальности.
Управленческие факторы, напротив, часто недооцениваются, а ведь именно они являются ключевыми в ESG, задающими вектор и перспективы развития ESG-процессов. Акценты в блоке G сейчас также сместились – он становится инструментом развития ответственного маркетинга и ответственных цепочек поставок.
Сейчас, когда мир стал еще более непредсказуемым, важно детально продумать политику рисков бизнеса. Одновременно крайне необходимо адаптировать ESG-стратегию и мотивацию руководителей к текущим условиям, учесть краткосрочные задачи выживания и долгосрочные стратегические задачи, где достижение целей ООН и спасение нашей планеты по-прежнему является основополагающей глобальной задачей, важной как для России, так и для всех других стран.
Почему сейчас в России так развивается система рейтингования компаний ESG? Ведь мы понимаем, что западным компаниям эти рейтинги мало что скажут и малоинтересны?
— Рейтинг является бенчмарком для бизнеса, независимой оценкой их деятельности и репутации. Поэтому рейтинг крайне важен для конкурентоспособности бизнеса внутри страны. Также сейчас мы видим спрос на азиатские ESG-рейтинги. Поскольку требования гонконгской и шанхайской бирж ничуть не ниже, чем Лондонской биржи, компании, торгующие с азиатскими странами и заинтересованные в привлечении китайских и других азиатских инвесторов, понимают важность удовлетворения ESG-требованиям и получения ESG-рейтинга.
Все обсуждают комплекс поддержки «зеленых» проектов со стороны государства. Как вы думаете как эксперт, какими эти меры должны быть, чтобы стимулировать развитие компаний?
— В соответствии с указом президента сейчас разрабатываются принципы поддержки ESG инвестиционных проектов. В мае этого года на площадке ВЭБ.РФ состоялась встреча экспертов ESG, где мы обсуждали предложения о возможных стандартах, системах добровольной сертификации, критериях и мерах государственной поддержки, которые будут направлены в правительство РФ.
На мой взгляд, важно предоставить финансовую поддержку «зеленым» проектам через субсидирование процентной ставки по «зеленым» и «социальным» кредитам и облигациям. Также однозначно важно стимулировать банки к активному внедрению ESG в систему кредитования и снижению ставок для компаний с ESG-рейтингом или проектов с «зелеными» сертификатами.
В чем выгода для небольших компаний заниматься ESG-повесткой?
— Многие из небольших компаний-производителей являются поставщиками крупных розничных сетей, которые сейчас активно предъявляют ESG-требования к поставщикам в целях обеспечить устойчивые поставки. Внедрение этими компаниями «зеленой» повестки и элементов ESG обеспечивает им преимущество перед другими поставщиками, делает их привлекательными для федеральных сетей. Кроме того, компании – производители «зеленых» продуктов могут рассчитывать на рост спроса со стороны потребителей, многие из которых являются представителями нового поколения – поколения миллениалов, которые думают о будущем планеты и предпочитают экологичные товары.
Как будет развиваться ESG-консалтинг на российском рынке?
— Сейчас сложно планировать на долгосрочную перспективу, в настоящий момент я вижу, что бизнес пересмотрел свои ESG-стратегии, понемногу адаптируется к новой реальности, и спрос на услуги в области ESG и устойчивого развития от крупного бизнеса возобновился. На рынке ESG-консалтинга сейчас происходят изменения – сети BIG4 разорвали отношения с российскими партнерами, в результате чего компании провели ребрендинг и продолжили работу самостоятельно.
Но параллельно формируется рынок национальных агентств, которые также специализируются на сопровождении и поддержке ESG-трансформации компаний, которые, как наше агентство, уже успели наработать опыт и клиентскую базу.
На мой взгляд, в ситуации меняющихся рыночных условий спрос на экспертные рекомендации по ESG-стратегии, получению рейтингов и ESG-развитию по-прежнему будет актуален, однако запрос, скорее всего, будет от крупных и средних компаний, пока экономическая ситуация не стабилизируется. Многое зависит от поддержки государства, которое может стимулировать «зеленые» проекты, а следовательно, и рынок ESG-консалтинга.
Фото: Евгений Поторочин / ФедералПресс
Разговор о важном: лучшее от «ФедералПресс»