Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко о новом производстве стройматериалов: «Сможем возводить дома в течение одного года»

Сахалинская область подписывает 10 соглашений на ПМЭФ
Сахалинская область подписывает 10 соглашений на ПМЭФ

На Петербургском экономическом форуме вовсю идет деловая программа, часть важных соглашений уже подписаны, часть получит подписи в ближайшие дни. Сахалинская область подписывает 10 важнейших соглашений с давними и надежными партнерами: планируется строительство школы и детского сада, нефтегазового индустриального парка и научно-образовательного комплекса. Об этом Валерий Лимаренко сообщил на ПМЭФ в совместном интервью деловому изданию «Ведомости» и РИА «ФедералПресс».

Валерий Игоревич, предлагаю начать наше интервью с ПМЭФ. Какие соглашения Сахалинская область планирует подписать в рамках форума?

— Мы подписываем 10 соглашений, как с нашими давними и надежными партнерами, так и новыми. Они касаются развития нефтегазовой отрасли, строительства, образования, здравоохранения, жилищно-коммунальной сферы.

Например, мы реализуем проект по созданию Сахалинского нефтегазового индустриального парка. Это будет современная производственно-техническая и ремонтная база, интегрированная с процессами основных операторов нефтегазовых проектов. На полях форума подписываем соглашение с компанией «ФракДжет-Волга», которая планирует организовать производство, обслуживание и ремонт внутрискважинного оборудования.

С «Газпромом» мы занимаемся развитием в регионе социальной инфраструктуры. В этом году компания начнет возводить универсальный спортивный зал, центр водных видов спорта, ледовую арену, а позже школу на 1100 мест и детский сад на 240 мест.

На форуме мы подписываем соглашение, которое предусматривает строительство детского сада и школы.

Подписываем 4 соглашения с «Газпромбанком». Первое предполагает сотрудничество по проекту создания кампуса «СахалинTech». Он включает строительство научно-образовательного комплекса в центральной части города и студенческого городка в непосредственной близости от существующей инфраструктуры общежитий университета.

Общая стоимость строительства кампуса – 18,8 млрд рублей (13 млрд – научно-образовательный комплекс, 5,8 млрд – студенческий городок).

Второй проект направлен на создание на условиях концессии сети поликлинических корпусов в Южно-Сахалинске, Холмске и Углегорске. Строительство этих учреждений позволит обеспечить поликлиническими услугами около 80 тысяч человек. «Газпромбанк» выразил готовность подключиться к разработке данного проекта, а также в последующем открыть кредитную линию концессионеру на 6,6 млрд рублей.

Третья договоренность: «Газпромбанк» готов содействовать строительству школы на 1260 мест в Южно-Сахалинске. Стоимость строительства оценивается в 1,2 млрд рублей. Соглашение о государственно-частном партнерстве будет заключено в текущем году. Область или город будут вести образовательную деятельность, а частный партнер – техническую эксплуатацию объекта.

Четвертый проект связан со сферой обращения с твердыми коммунальными отходами. Проект предполагает внедрение нового подхода к обработке и захоронению отходов, а также строительство на территории Сахалинской области трех мусоросортировочных станций, четырех мусороперегрузочных станций, трех новых полигонов для захоронения ТКО.

Общий объем обрабатываемых отходов составит более 200 тысяч тонн в год. Ввод объектов запланирован к 2026 году.

Стоимость проекта оценивается в 7 млрд рублей. Финансирование будет осуществлено за счет областного капитального гранта, льготного займа из средств облигационного займа Российского экологического оператора и кредитной линии «Газпромбанка» (около 700 млн рублей).

Заключено соглашение с крупным застройщиком – компанией «Самолет», одним из лидеров по объемам текущего строительства в России. Проект будет реализован в портовом городе Корсаков. Первое жилье планируется ввести уже в 2024 году.

Какой стала новая экономическая политика региона, учитывая новые возможности для российского бизнеса? В каких сферах удалось выстроить импортозамещение удачнее?

— В нефтегазовой отрасли: раньше сервисные услуги операторам шельфовых проектов оказывали в основном иностранные компании, сегодня мы переориентируемся на российские предприятия. Создаем нефтегазовый индустриальный парк, его резидентами уже стали 10 российских компаний. Реализация проекта позволит увеличить долю локализации мощностей по обслуживанию шельфовых и других нефтегазовых проектов.

В рыбопромышленном комплексе наша цель – увеличить в регионе выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. За последний год в области введено три рыбоперерабатывающих завода. В планах – еще пять. Продукция будет поставляться в регионы России.

В логистике на базе сахалинской «Авроры» создана Единая дальневосточная компания, она полностью обеспечивает перевозки по Дальнему Востоку. Сохранены все маршруты, работают социальные программы, цены на билеты доступны. В ближайшие три года планируем приобрести 45 самолетов российского производства. Создаем авиационный хаб. В этом году вводим новый современный аэровокзальный комплекс мощностью до 5 млн. пассажиров в год. В 2024 году будет построена современная взлетно-посадочная полоса без ограничений по типам воздушных судов. Это позволит развивать грузовые авиационные перевозки.

В сфере сельского хозяйства создаем агропромышленный индустриальный парк. Это будет логистический центр с высокотехнологической инфраструктурой для хранения продовольственных товаров и переработки сельхозпродукции. Планируем вовлечь в оборот дополнительные земли сельхозназначения площадью свыше двух тыс. га, построить тепличные комплексы на площади 6,9 га.

Туризм – перспективное направление, создалась ниша для приема туристов, которые раньше летали за рубеж. Увеличена частота полетов из Москвы в летний период, открыт новый прямой рейс в Красноярск. Работает чартерная программа из Москвы. Развита внутренняя авиасеть. На Курильское направление вышли новые суда. Созданы новые туристические продукты, в том числе туры выходного дня на Курильские острова, остров Монерон – всего более 90 маршрутов. Начинаем строительство пяти гостиниц.

Как изменилось производство и распределение продукции на рынки после февраля? Произошел разворот на Восток или, наоборот, мы замкнули производство на внутренний рынок?

— Традиционно Сахалинская область ориентировалась на сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии. В нефтегазовой отрасли рынки сбыта в целом не изменились.

Продукция рыбопромышленного комплекса, помимо стран АТР, в большом объеме также поставляется в регионы России.

Появились ли новые производства? В чем сейчас нуждается регион?

— Регион нуждается в локализации нефтегазовых сервисов, и, как я уже сказал, мы работаем в этом направлении.

Большие планы в строительстве жилья, социальных объектов, дорожной и инженерной инфраструктуры дают серьезный стимул для развития производства строительных материалов. В прошлом году на Сахалине открылся «Домостроительный комбинат №1», который выпускает железобетонные конструкции домокомплектов для крупнопанельного строительства. Благодаря такой технологии сможем возводить дома в течение одного года. Работает предприятие по производству полипропиленовых труб для горячего и холодного водоснабжения, а также канализационных труб.

В сельском хозяйстве запустили новые мощности по переработке молока. Впервые в промышленных масштабах стали выпускать полутвердые сыры.

Мы также нуждаемся в собственном топливе. Совместно с «Газпромом» провели технико-экономический анализ. В ближайшее время «Газпром» приступит к разработке обоснования инвестиций строительства завода по производству жидких видов топлива из газового конденсата. На основании данного документа будет принято инвестиционное решение о реализации проекта.

Сахалинская область расположилась на восьмой позиции Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Благодаря каким инструментам и мерам, принимаемым в регионе, удалось занять такую позицию?

— Благодаря тесному взаимодействию власти и бизнеса. Действуют Инвестиционной совет и рабочие группы при нем. Сопредседателями являются представители от бизнеса и власти. Вместе принимают решения. Созданы цифровые сервисы, через которые предприниматели могут обратиться с любым вопросом.

Значительно снизили административные барьеры. В рейтинге регионов по показателю административного давления за 2022 год поднялись с 49-го на 16-е место.

Организовали контроль за сроками оказания услуг для бизнеса. Создали сервис, который позволяет видеть и контролировать процесс получения предпринимателями услуг.

Внедрили инвестиционный стандарт в числе 12 регионов России. Работает инвестиционная карта, декларация, свод правил, клиентский путь. Это реальная помощь для бизнеса в реализации проектов.

Действуют меры поддержки: льготные ставки по кредитам, возмещение части затрат на сельхозтехнику, компенсация по доставке продуктов. В строительстве дали право на увеличение размера авансовых платежей по госконтрактам, используем механизм изменения цены контракта для компенсации удорожания строительных материалов.

Применяем инновации: одними из первых в России по программе «ДОМ.РФ» стали использовать инфраструктурные облигации – всего на сумму свыше 23,5 млрд. рублей. Благодаря чему сможем ввести в эксплуатацию 800 тыс. кв. метров жилья.

Создали «Навигатор карьеры» – информационный ресурс с вакансиями предприятий Сахалинской области и анкетами соискателей. Он поможет специалистам найти работу, а компаниям закрыть имеющиеся вакансии.

Бизнес видит в нас надежных партнеров. В прошлом году заключили концессионные соглашения на сумму 50 млрд. рублей. В этом году ожидаем почти на 60 млрд. рублей. В соответствии с планами реализуется инвестиционная программа.

Сахалинская область первой в стране будет осуществлять экологический эксперимент по установлению углеродной нейтральности. Достичь показателей нужно до 2025 года. Изменились ли планы региона в рамках новой международной повестки?

— Мы намерены придерживаться стратегии по достижению углеродной нейтральности в соответствии с намеченными планами. Совместно с Министерством экономического развития РФ мы занимаемся созданием нормативно-правовой базы. Эту работу должны завершить к 1 сентября 2022 года.

Мы уже идем по пути снижения углеродного следа. Газифицируем Сахалинскую область, переводим на экологически чистые виды топлива транспорт и технику, котельные. Например, количество котельных, использующих в качестве основного топлива природный газ, уже увеличилось в два раза.

До 2025 года стоит задача построить 88 газовых котельных, которые заменят 145 угольных. В результате этого планируем достичь экономии в расходе топливных энергоресурсов и уменьшить объем выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду в 2-3 раза.

Важное значение имеет повышение энергоэффективности при строительстве жилья и инфраструктуры для него, а также модернизация имеющихся систем жилищно-коммунального хозяйства. Это позволит сократить потери тепловой энергии и воды, и, как следствие, уменьшить выработку электроэнергии.

В наших планах также реализация проектов в сфере альтернативной энергетики. Компания «НоваВинд» (ГК «Росатом») уже приступила к проведению ветроизмерения для строительства ветропарка мощностью 100 МВт.

Для островного региона одной из важнейших тем стала транспортная доступность. Какие федеральные или региональные программы позволяют привлечь туристов на Сахалин?

— Президентом России принято решение о субсидировании перевозок на Дальний Восток. Благодаря этому билеты в обе стороны между Москвой и Южно-Сахалинском не превышают 23 тысяч рублей. Увеличена частота полетов в летний период – до 19 раз в неделю.

Кроме прямых перелетов из Москвы на Сахалин можно прилететь с пересадками в Хабаровске, Владивостоке, Новосибирске. Новшество этого сезона – прямые рейсы из Южно-Сахалинска в Красноярск.

Есть и субсидированные перевозки в рамках Дальнего Востока и внутри Сахалинской области. «Аврора» предлагает доступные прямые рейсы с Сахалина во Владивосток, Хабаровск и на Камчатку. Недавно компания запустила ежедневные рейсы с Камчатки на Парамушир. До этого перелеты были доступны 5 раз в неделю.

Бюджетно и быстро можно перемещаться и внутри региона. Самолеты «Авроры» и «Тайги» летают как по Сахалину, так и на Курилы.

Что касается морских перевозок: к теплоходу «Игорь Фархутдинов», который курсирует между Сахалином и Курилами по кругу, добавились два новых теплохода «Павел Леонов» и «Адмирал Невельской». Они ходят радиально, охватывая Итуруп, Кунашир и Шикотан.

Посетить Сахалин и Курилы можно в рамках чартерной программы от Ростуризма. По сравнению с обычными предложениями на туристическом рынке, стоимость подобного тура в рамках чартерной программы снижена в 2 раза. В прошлом году ей воспользовались 26 тысяч россиян. А Сахалин в рамках программы посетило 3 тысячи туристов.

Этим летом мы участвуем в чартерной программе уже в третий раз. Чартеры начнут летать с 22 июля. Перелеты будут выполняться раз в неделю по пятницам до конца осени. Продажи туров уже начались.

Наконец, программа «Туристический кэшбэк»: в этом сезоне размер туристического кэшбэка за тур на Дальний Восток по решению правительства увеличат в 2 раза – до 40 тысяч рублей. Туры будут доступны к покупке с осени. Ждем туристов на новогодние праздники.

Что Сахалинская область может предложить туристам этим летом? Какие направления и уникальные места пользуются популярностью?

— У нас свыше 90 туристических маршрутов. Популярностью пользуются Курильские острова с уникальными природными достопримечательностями: вулканами, термальными источниками, белыми скалами, отличной рыбалкой.

Туристов привлекает единственный в России островной природный парк Монерон с первозданной природой, археологическими памятниками. Это также место притяжения для дайверов. В акватории острова много морских обитателей, в том числе сивучей. Мы расширили услуги и транспортные возможности, чтобы туристы могли посетить Монерон.

Уникально и лежбище сивучей в портовом городе Невельске. В мире есть всего три места, где эти морские млекопитающие устраивают лежбище в городской черте, одно из них на Сахалине.

Бухта Тихая, мыс Великан, Три Брата – удивительные по красоте места на берегу моря.

Последние годы на Сахалине много делается для развития туристической привлекательности региона. А как увеличивается привлекательность внутренних туристических маршрутов для островитян? Существует ли возможность купить туры выходного дня, как это было в советское время, во Владивосток или Хабаровск?

— Развитие транспортной и туристической инфраструктуры, новые маршруты направлены в первую очередь на то, чтобы у самих жителей была возможность комфортно отдыхать и путешествовать по островам. Это можно сделать как в составе туристических групп, так и самостоятельно.

Например, новинки этого лета – удобные транспортные связки. Одно направление связано с кратким посещением Курил – тут расписание наших «Орланов» подшито к расписанию теплоходов и трансфера от железнодорожного вокзала до морского вокзала в Корсакове.

Другое направление – поездка выходного дня на поезде по Западному побережью Сахалина. Остановки продуманы так, чтобы люди могли выйти на пляжной зоне, отдохнуть, позагорать, и уехать обратно.

За счет работы программы субсидирования авиабилетов сахалинцы летают во Владивосток, Хабаровск и на Камчатку.

Фото: Иван Каширин

Сюжет по этой теме
9 декабря 2022, 10:46

Разговор о важном: лучшее от «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.