На Петербургском экономическом форуме вовсю идет деловая программа, часть важных соглашений уже подписаны, часть получит подписи в ближайшие дни. Сахалинская область подписывает 10 важнейших соглашений с давними и надежными партнерами: планируется строительство школы и детского сада, нефтегазового индустриального парка и научно-образовательного комплекса. Об этом Валерий Лимаренко сообщил на ПМЭФ в совместном интервью деловому изданию «Ведомости» и РИА «ФедералПресс».
Валерий Игоревич, предлагаю начать наше интервью с ПМЭФ. Какие соглашения Сахалинская область планирует подписать в рамках форума?
— Мы подписываем 10 соглашений, как с нашими давними и надежными партнерами, так и новыми. Они касаются развития нефтегазовой отрасли, строительства, образования, здравоохранения, жилищно-коммунальной сферы.
Например, мы реализуем проект по созданию Сахалинского нефтегазового индустриального парка. Это будет современная производственно-техническая и ремонтная база, интегрированная с процессами основных операторов нефтегазовых проектов. На полях форума подписываем соглашение с компанией «ФракДжет-Волга», которая планирует организовать производство, обслуживание и ремонт внутрискважинного оборудования.
С «Газпромом» мы занимаемся развитием в регионе социальной инфраструктуры. В этом году компания начнет возводить универсальный спортивный зал, центр водных видов спорта, ледовую арену, а позже школу на 1100 мест и детский сад на 240 мест.
На форуме мы подписываем соглашение, которое предусматривает строительство детского сада и школы.
Подписываем 4 соглашения с «Газпромбанком». Первое предполагает сотрудничество по проекту создания кампуса «СахалинTech». Он включает строительство научно-образовательного комплекса в центральной части города и студенческого городка в непосредственной близости от существующей инфраструктуры общежитий университета.
Общая стоимость строительства кампуса – 18,8 млрд рублей (13 млрд – научно-образовательный комплекс, 5,8 млрд – студенческий городок).
Второй проект направлен на создание на условиях концессии сети поликлинических корпусов в Южно-Сахалинске, Холмске и Углегорске. Строительство этих учреждений позволит обеспечить поликлиническими услугами около 80 тысяч человек. «Газпромбанк» выразил готовность подключиться к разработке данного проекта, а также в последующем открыть кредитную линию концессионеру на 6,6 млрд рублей.
Третья договоренность: «Газпромбанк» готов содействовать строительству школы на 1260 мест в Южно-Сахалинске. Стоимость строительства оценивается в 1,2 млрд рублей. Соглашение о государственно-частном партнерстве будет заключено в текущем году. Область или город будут вести образовательную деятельность, а частный партнер – техническую эксплуатацию объекта.
Четвертый проект связан со сферой обращения с твердыми коммунальными отходами. Проект предполагает внедрение нового подхода к обработке и захоронению отходов, а также строительство на территории Сахалинской области трех мусоросортировочных станций, четырех мусороперегрузочных станций, трех новых полигонов для захоронения ТКО.
Общий объем обрабатываемых отходов составит более 200 тысяч тонн в год. Ввод объектов запланирован к 2026 году.
Стоимость проекта оценивается в 7 млрд рублей. Финансирование будет осуществлено за счет областного капитального гранта, льготного займа из средств облигационного займа Российского экологического оператора и кредитной линии «Газпромбанка» (около 700 млн рублей).
Заключено соглашение с крупным застройщиком – компанией «Самолет», одним из лидеров по объемам текущего строительства в России. Проект будет реализован в портовом городе Корсаков. Первое жилье планируется ввести уже в 2024 году.
Какой стала новая экономическая политика региона, учитывая новые возможности для российского бизнеса? В каких сферах удалось выстроить импортозамещение удачнее?
— В нефтегазовой отрасли: раньше сервисные услуги операторам шельфовых проектов оказывали в основном иностранные компании, сегодня мы переориентируемся на российские предприятия. Создаем нефтегазовый индустриальный парк, его резидентами уже стали 10 российских компаний. Реализация проекта позволит увеличить долю локализации мощностей по обслуживанию шельфовых и других нефтегазовых проектов.
В рыбопромышленном комплексе наша цель – увеличить в регионе выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. За последний год в области введено три рыбоперерабатывающих завода. В планах – еще пять. Продукция будет поставляться в регионы России.
В логистике на базе сахалинской «Авроры» создана Единая дальневосточная компания, она полностью обеспечивает перевозки по Дальнему Востоку. Сохранены все маршруты, работают социальные программы, цены на билеты доступны. В ближайшие три года планируем приобрести 45 самолетов российского производства. Создаем авиационный хаб. В этом году вводим новый современный аэровокзальный комплекс мощностью до 5 млн. пассажиров в год. В 2024 году будет построена современная взлетно-посадочная полоса без ограничений по типам воздушных судов. Это позволит развивать грузовые авиационные перевозки.
В сфере сельского хозяйства создаем агропромышленный индустриальный парк. Это будет логистический центр с высокотехнологической инфраструктурой для хранения продовольственных товаров и переработки сельхозпродукции. Планируем вовлечь в оборот дополнительные земли сельхозназначения площадью свыше двух тыс. га, построить тепличные комплексы на площади 6,9 га.
Туризм – перспективное направление, создалась ниша для приема туристов, которые раньше летали за рубеж. Увеличена частота полетов из Москвы в летний период, открыт новый прямой рейс в Красноярск. Работает чартерная программа из Москвы. Развита внутренняя авиасеть. На Курильское направление вышли новые суда. Созданы новые туристические продукты, в том числе туры выходного дня на Курильские острова, остров Монерон – всего более 90 маршрутов. Начинаем строительство пяти гостиниц.
Как изменилось производство и распределение продукции на рынки после февраля? Произошел разворот на Восток или, наоборот, мы замкнули производство на внутренний рынок?
— Традиционно Сахалинская область ориентировалась на сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии. В нефтегазовой отрасли рынки сбыта в целом не изменились.
Продукция рыбопромышленного комплекса, помимо стран АТР, в большом объеме также поставляется в регионы России.
Появились ли новые производства? В чем сейчас нуждается регион?
— Регион нуждается в локализации нефтегазовых сервисов, и, как я уже сказал, мы работаем в этом направлении.
Большие планы в строительстве жилья, социальных объектов, дорожной и инженерной инфраструктуры дают серьезный стимул для развития производства строительных материалов. В прошлом году на Сахалине открылся «Домостроительный комбинат №1», который выпускает железобетонные конструкции домокомплектов для крупнопанельного строительства. Благодаря такой технологии сможем возводить дома в течение одного года. Работает предприятие по производству полипропиленовых труб для горячего и холодного водоснабжения, а также канализационных труб.
В сельском хозяйстве запустили новые мощности по переработке молока. Впервые в промышленных масштабах стали выпускать полутвердые сыры.
Мы также нуждаемся в собственном топливе. Совместно с «Газпромом» провели технико-экономический анализ. В ближайшее время «Газпром» приступит к разработке обоснования инвестиций строительства завода по производству жидких видов топлива из газового конденсата. На основании данного документа будет принято инвестиционное решение о реализации проекта.
Сахалинская область расположилась на восьмой позиции Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Благодаря каким инструментам и мерам, принимаемым в регионе, удалось занять такую позицию?
— Благодаря тесному взаимодействию власти и бизнеса. Действуют Инвестиционной совет и рабочие группы при нем. Сопредседателями являются представители от бизнеса и власти. Вместе принимают решения. Созданы цифровые сервисы, через которые предприниматели могут обратиться с любым вопросом.
Значительно снизили административные барьеры. В рейтинге регионов по показателю административного давления за 2022 год поднялись с 49-го на 16-е место.
Организовали контроль за сроками оказания услуг для бизнеса. Создали сервис, который позволяет видеть и контролировать процесс получения предпринимателями услуг.
Внедрили инвестиционный стандарт в числе 12 регионов России. Работает инвестиционная карта, декларация, свод правил, клиентский путь. Это реальная помощь для бизнеса в реализации проектов.
Действуют меры поддержки: льготные ставки по кредитам, возмещение части затрат на сельхозтехнику, компенсация по доставке продуктов. В строительстве дали право на увеличение размера авансовых платежей по госконтрактам, используем механизм изменения цены контракта для компенсации удорожания строительных материалов.
Применяем инновации: одними из первых в России по программе «ДОМ.РФ» стали использовать инфраструктурные облигации – всего на сумму свыше 23,5 млрд. рублей. Благодаря чему сможем ввести в эксплуатацию 800 тыс. кв. метров жилья.
Создали «Навигатор карьеры» – информационный ресурс с вакансиями предприятий Сахалинской области и анкетами соискателей. Он поможет специалистам найти работу, а компаниям закрыть имеющиеся вакансии.
Бизнес видит в нас надежных партнеров. В прошлом году заключили концессионные соглашения на сумму 50 млрд. рублей. В этом году ожидаем почти на 60 млрд. рублей. В соответствии с планами реализуется инвестиционная программа.
Сахалинская область первой в стране будет осуществлять экологический эксперимент по установлению углеродной нейтральности. Достичь показателей нужно до 2025 года. Изменились ли планы региона в рамках новой международной повестки?
— Мы намерены придерживаться стратегии по достижению углеродной нейтральности в соответствии с намеченными планами. Совместно с Министерством экономического развития РФ мы занимаемся созданием нормативно-правовой базы. Эту работу должны завершить к 1 сентября 2022 года.
Мы уже идем по пути снижения углеродного следа. Газифицируем Сахалинскую область, переводим на экологически чистые виды топлива транспорт и технику, котельные. Например, количество котельных, использующих в качестве основного топлива природный газ, уже увеличилось в два раза.
До 2025 года стоит задача построить 88 газовых котельных, которые заменят 145 угольных. В результате этого планируем достичь экономии в расходе топливных энергоресурсов и уменьшить объем выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду в 2-3 раза.
Важное значение имеет повышение энергоэффективности при строительстве жилья и инфраструктуры для него, а также модернизация имеющихся систем жилищно-коммунального хозяйства. Это позволит сократить потери тепловой энергии и воды, и, как следствие, уменьшить выработку электроэнергии.
В наших планах также реализация проектов в сфере альтернативной энергетики. Компания «НоваВинд» (ГК «Росатом») уже приступила к проведению ветроизмерения для строительства ветропарка мощностью 100 МВт.
Для островного региона одной из важнейших тем стала транспортная доступность. Какие федеральные или региональные программы позволяют привлечь туристов на Сахалин?
— Президентом России принято решение о субсидировании перевозок на Дальний Восток. Благодаря этому билеты в обе стороны между Москвой и Южно-Сахалинском не превышают 23 тысяч рублей. Увеличена частота полетов в летний период – до 19 раз в неделю.
Кроме прямых перелетов из Москвы на Сахалин можно прилететь с пересадками в Хабаровске, Владивостоке, Новосибирске. Новшество этого сезона – прямые рейсы из Южно-Сахалинска в Красноярск.
Есть и субсидированные перевозки в рамках Дальнего Востока и внутри Сахалинской области. «Аврора» предлагает доступные прямые рейсы с Сахалина во Владивосток, Хабаровск и на Камчатку. Недавно компания запустила ежедневные рейсы с Камчатки на Парамушир. До этого перелеты были доступны 5 раз в неделю.
Бюджетно и быстро можно перемещаться и внутри региона. Самолеты «Авроры» и «Тайги» летают как по Сахалину, так и на Курилы.
Что касается морских перевозок: к теплоходу «Игорь Фархутдинов», который курсирует между Сахалином и Курилами по кругу, добавились два новых теплохода «Павел Леонов» и «Адмирал Невельской». Они ходят радиально, охватывая Итуруп, Кунашир и Шикотан.
Посетить Сахалин и Курилы можно в рамках чартерной программы от Ростуризма. По сравнению с обычными предложениями на туристическом рынке, стоимость подобного тура в рамках чартерной программы снижена в 2 раза. В прошлом году ей воспользовались 26 тысяч россиян. А Сахалин в рамках программы посетило 3 тысячи туристов.
Этим летом мы участвуем в чартерной программе уже в третий раз. Чартеры начнут летать с 22 июля. Перелеты будут выполняться раз в неделю по пятницам до конца осени. Продажи туров уже начались.
Наконец, программа «Туристический кэшбэк»: в этом сезоне размер туристического кэшбэка за тур на Дальний Восток по решению правительства увеличат в 2 раза – до 40 тысяч рублей. Туры будут доступны к покупке с осени. Ждем туристов на новогодние праздники.
Что Сахалинская область может предложить туристам этим летом? Какие направления и уникальные места пользуются популярностью?
— У нас свыше 90 туристических маршрутов. Популярностью пользуются Курильские острова с уникальными природными достопримечательностями: вулканами, термальными источниками, белыми скалами, отличной рыбалкой.
Туристов привлекает единственный в России островной природный парк Монерон с первозданной природой, археологическими памятниками. Это также место притяжения для дайверов. В акватории острова много морских обитателей, в том числе сивучей. Мы расширили услуги и транспортные возможности, чтобы туристы могли посетить Монерон.
Уникально и лежбище сивучей в портовом городе Невельске. В мире есть всего три места, где эти морские млекопитающие устраивают лежбище в городской черте, одно из них на Сахалине.
Бухта Тихая, мыс Великан, Три Брата – удивительные по красоте места на берегу моря.
Последние годы на Сахалине много делается для развития туристической привлекательности региона. А как увеличивается привлекательность внутренних туристических маршрутов для островитян? Существует ли возможность купить туры выходного дня, как это было в советское время, во Владивосток или Хабаровск?
— Развитие транспортной и туристической инфраструктуры, новые маршруты направлены в первую очередь на то, чтобы у самих жителей была возможность комфортно отдыхать и путешествовать по островам. Это можно сделать как в составе туристических групп, так и самостоятельно.
Например, новинки этого лета – удобные транспортные связки. Одно направление связано с кратким посещением Курил – тут расписание наших «Орланов» подшито к расписанию теплоходов и трансфера от железнодорожного вокзала до морского вокзала в Корсакове.
Другое направление – поездка выходного дня на поезде по Западному побережью Сахалина. Остановки продуманы так, чтобы люди могли выйти на пляжной зоне, отдохнуть, позагорать, и уехать обратно.
За счет работы программы субсидирования авиабилетов сахалинцы летают во Владивосток, Хабаровск и на Камчатку.
Фото: Иван Каширин
Разговор о важном: лучшее от «ФедералПресс»