Международная промышленная выставка «Иннопром» за минувшее десятилетие стала одним из главных деловых событий России. Однако в этом году, в связи с драматичными событиями в сфере внешнеэкономической деятельности, к выставке приковано особое внимание. О том, чего ждать от мероприятия в сезоне 2022, «ФедералПресс» поинтересовался у программного директора «Иннопрома» Антона Атрашкина.
О новых вызовах в промышленности
Промышленность и экономика в современных условиях меняются. Логично предположить, что вместе с ними меняется и главная промышленная выставка России. Какие вызовы стоят перед «Иннопромом – 2022»?
— Очередной «Иннопром» мы всегда начинаем готовить, как только заканчивается предыдущий. В последние дни выставки 2021 года мы уже обсуждали основные темы «Иннопрома» 2022 года. Банальностью стала фраза, как все стремительно меняется в нашем мире, но в текущем году все происходило стремительно. Если в 21-м мы говорили о постковидной эпохе, о влиянии на промышленность «зеленой» энергетики, то уже в начале нынешнего года мы увидели новый вызов для российской промышленности – слом логистических связей и цепочек. И одновременно поняли, что промышленный переход, трансформация – это то состояние, в котором не только российская, но и глобальная промышленность находятся перманентно.
Промышленность должна обладать достаточными прочностью и гибкостью. Главная промышленная выставка России призвана отвечать на вопрос, как быть такими. Мы не стали менять прежде озвученную тему выставки, но она претерпела изменения в своем внутреннем содержании. Промышленный переход для кого-то созвучен постковидной теме, когда менялись отношения между людьми и машинами, для кого-то связан с темой энергетического перехода. А для нас это все та же трансформация, которую переживала сначала советская промышленность, потом, в последние 30 лет, российская…
Мы всегда старались быть очень прикладными, я надеюсь, мы сможем обработать, обсудить и предложить решения вызовам, которые возникли перед российской промышленностью за последнее время.
До недавнего времени было принято считать, что приоритетным является воспроизводство идей и новаций. Не кажется ли вам, что сейчас, когда возникла жесткая необходимость достижения импортонезависимости, вновь на передний план выходят проблемы чистого производства?
— Я так не считаю. Для меня идеи всегда связаны с производством, а производство – с идеями. Невозможно творить новые продукты, покупая или воруя чужие идеи. Это тактика на полгода, она никак не может быть тактикой и стратегией индустриальной страны. В то же время невозможно строить высокотехнологичную экономику без создания большой, суверенной промышленно-технологической базы.
Да, несмотря на то, что государство считает важным создание технологического суверенитета, Россия не планирует закрываться от остального мира, она планирует работать со всеми, кто готов работать с ней. При этом смещение географического фокуса зарубежных партнеров, которое произошло в целом у России, нашло свое отражение и на «Иннопроме».
Об участниках выставки
Как изменилась география выставки? Появились ли участники, которых не было прежде?
— В «звездные» времена к нам приезжали представители 70 с лишним стран, поэтому сказать, кого не было на «Иннопроме», сложно. У нас, помню, участвовал даже представитель островного государства Вануату. Две трети участников «Иннопрома» составляли иностранные компании, включая европейские, американские, корейские, японские. Все они были яркими, интересными участниками, поэтому мы не можем делать вид, что рады отсутствию многих из них. С другой стороны, новые участники – представители Центральной Азии, арабского мира, Юго-Восточной Азии – это страны, куда российские производители экспортируют свою промышленную технику и продукты. Такие профессиональные байеры для нас мегаважны. Мы с помощью нашей сети торгпредов активно работаем над тем, чтобы из этих регионов, несмотря на все сложности с перелетами, прибыли яркие и интересные делегаты.
Станет ли стран-участниц меньше?
— Их будет несколько меньше, но уже сейчас у нас подтверждены участники из таких стран, как Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Беларусь, ОАЭ, Алжир, Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Венгрия, Сербия, Вьетнам, Индия, возможно, Бразилия. И, конечно, самая большая делегация ожидается от страны-партнера выставки – Республики Казахстан. Скорее всего ее возглавит руководитель правительства самого высокого уровня. Казахстанская делегация – самый крупный экспонент «Иннопрома 2022»: это около 200 компаний и примерно 400 участников.
Многие иностранные делегации возглавляются министрами или заместителями министра. Да, можно уверенно говорить о смещении географического фокуса, но, повторю, это профессиональные байеры. И мы надеемся, что экспоненты выставки встретят своих будущих покупателей. И изменение географического фокуса для них будет только в плюс.
Видимо, вместе с географией меняется и целеполагание участников. Если те же европейцы прежде предлагали нам свои технологии, то сегодняшний «Иннопром», возможно, станет шансом для экспорта уже наших решений?
— Абсолютно точно, и лучше не сформулируешь.
Наблюдается ли помимо изменения географии смещение в структуре представленных на «Иннопроме» отраслей?
— У нас всегда было представлено много техники и программного обеспечения от зарубежных производителей. Если их нет сейчас, значит, освободились целые ниши. Например, для производителей промышленного софта наступило горячее время, многих больших отечественных заказчиков отключают от зарубежных серверов, присылают официальные письма о невозможности работать дальше. Знаковое время для российских конкурентов таких сервисов. Важно, чтобы они смогли эту эстафету подхватить и дать качественные продукты.
Это относится не только к софту, но и в целом к технологиям. Чтобы клиенты выбирали Made in Russia не потому, что другого нет, а потому, что это хорошо. Всем известны примеры импортозамещения в продуктах питания, когда многие российские бренды стали любимы гражданами. Предполагаю, люди не откажутся от них, даже если вновь появится выбор между нашими и какими-то зарубежными марками.
Такая же тема должна быть реализована в промышленных технологиях и продуктах. Не будем забывать, что наших производителей начнут поджимать с другой стороны – китайцы, индийцы, турки… Если мы, вместо того, чтобы забрать себе освободившиеся ниши, полностью отдадим их вновь пришедшим иноземцам, мы просто получим новую зависимость.
Импортозамещение не ставит задачу превратить нашу страну в изолированный остров. Но уход европейских производителей – это шанс для отечественных. Если окажется потом, что такие наши стратегические отрасли, как авиастрение, снова окажутся в тотальной зависимости уже не от европейцев, а, скажем, от китайцев, то это будет не лучший результат стратегии импортозамещения.
Наблюдаются ли активизация разработчиков российского софта и технологий на «Иннопроме»?
— Практически все крупнейшие производители софта принимают участие в выставке. Мы в первый день даже проводим конференцию, которая называется «Переход на российский софт. Дорожная карта». Так что и в деловой программе, и на выставке мы эту тему отрабатываем. Крупнейшие российские производители, такие, как 1С, «СКБ-Контур», «Касперский» – это наши традиционные участники. Но мы видим, что они особенно активны сейчас, потому что, как я сказал, наступает горячее время для них и их продуктов.
Кто, кроме IT, является фаворитом в этом году?
— Мы видим интересные проекты в области энергетического машиностроения, в области материалов. Транспортное машиностроение во всем мире переживает не лучшие времена, а в России к этому добавилась трансформация сектора, связанная с переходом прав собственности. Но, тем не менее, это один из важнейших секторов промышленности, в нем происходят изменения, которые находят свое отражение на «Иннопроме».
О главном партнере выставки
Казахстан стал первым партнером «Иннопрома» из числа стран ЕАЭС. Можно ли говорить о стратегическом развороте выставки в сторону евразийского сообщества?
— Казахстан в числе стран-партнеров появился не случайно. До этого страны, которые выступали в этой роли, были очень разными: Китай, Индия, Корея, Япония, Турция, Италия. Их объединяет одно: это важные экономические партнеры России. Казахстан абсолютно логично встраивается в эту цепочку, он – один из важнейших экономических партнеров РФ.
У России сотни миллиардов долларов инвестиций в эту страну. Российские компании работают в Казахстане, а казахстанские финаново-промышленные группы активно работают в России. Есть теплые личные отношения между руководством обеих стран. Решение о том, что Казахстан станет партнером, было принято на высоком уровне еще в конце прошлого года.
Что представляют из себя экспоненты Республики Казахстан?
— Я видел макет национальной экспозиции республики. Безусловно, это будет один из самых ярких архитектурных шедевров «Иннопрома». Задача стенда – показать историю и современный Казахстан. Как я уже говорил, республику на выставке представляют около 400 менеджеров от самых разных компаний. Это очень солидно.
Смогут ли в будущем другие страны содружества стать партнерами «Иннопрома»?
— Партнером совершенно точно не сможет стать страна, у которой с Россией слабые торгово-экономические связи. Кроме того, партнерами становятся, как правило, достаточно крупные государства, поскольку национальная экспозиция партнера – всегда флагманский сектор выставки, она самая большая. И это всегда промышленно развитые страны, которым есть, что показать, и есть, что рассказать о себе.
Так что «в резерве» у нас имеются интересные государства, которые входят в ЕАЭС, в БРИКС – это все дружественные для России страны, с некоторыми из которых мы уже ведем переговоры про 2023 год.
О новых форматах на выставке
Каков прогноз по привлечению экспонентов и посетителей выставки в целом в этом году?
— Число экспонентов осталось на прежнем уровне. А количество участников и посетителей, думаю, будет увеличено радикально. Ведь в прошлом году нас сдерживали антиковидные ограничения: мы опустились до цифры 20 тыс. посетителей за четыре дня выставки. Ежедневный ПЦР-тест, ношение масок в жаркий летний день – все это накладывало отпечаток.
Не сомневаюсь, в этом году посетителей будет больше как минимум, в полтора-два раза. Мы всегда говорили, что для нас важно не столько общее число посетителей, сколько качество участников. Однако напомню: у нас очень демократичная выставка, вход в этом году бесплатный. В первый закрытый день на «Иннопром» попадают только профессиональные делегаты. Остальные дни – для кого угодно. Как показывает опыт, даже праздные люди – это, как правило, те, кому по-настоящему интересны техника, промышленные технологии. Мамочек с колясками стало гораздо меньше, как и школьников в поисках бесплатных конфет на стендах. В первые годы выставки таких посетителей было довольно много, сейчас это скорее исключение.
В минувшем году проводилась неделя торговых представительств. В этом году решено вновь воспользоваться таким форматом. Насколько успешен этот опыт, какие результаты он дает?
— В этом году на «Иннопроме» появилось два суперновых формата, которые, как нам кажется, абсолютно точно попадут в ожидания участников. Первый – гостиная торгпредов, отдельная площадка на выставке. Минпромторг России привозит глав своих торговых представительств во всех странах мира – это почти 60 торговых представителей. Так что у руководителей бизнеса появляется возможность встретиться с каждым из них. Не писать длинные письма на другие континенты, не звонить, а прийти и поговорить с торгпредом, получить свежую информацию о том, как работать в конкретной стране. И рассказать о своем продукте, попросить найти партнера за рубежом. Любой бизнесмен, даже представители малого и среднего бизнеса, могут получить краткое свидание с торговым представителем из той страны, которая им интересна. Нам кажется, что это будет очень востребованный формат.
Второй важный формат – форум производителей компонентов. В нашей стране были разрушены цепочки поставок, поэтому мы организуем рабочую площадку, где у производителей комплектующих есть возможность на 15-20 минут встретиться с директорами по закупкам крупнейших компаний страны. Например, из автомобильной промышленности – это АвтоВАЗ, из авиации – МиГ и Уральский завод гражданской авиации, из энергетики – «ГазпромНефть», ТВЭЛ, Росатом, из машиностроения – Тяжмаш.
В мире промышленности директора по закупкам – практически короли, с ними все хотят пообщаться, но выловить их непросто. Теперь достаточно приехать на «Иннопром» и организовать себе несколько встреч на одной площадке. 15 минут славы: любая компания может представить свои технологии и, если получится, уже к концу дня выйти на обсуждение контракта.
Нас порой упрекали, что «Иннопром» – это про «поговорить». Это было не так, а теперь тем более, ведь на двух новых площадках разговор у собеседников должен стать исключительно предметным и прикладным.
Если удалось организовать подобные вещи, значит, у тех же директоров по закупкам тоже есть встречный интерес?
— Нашим организатором является Минпромторг России. Темы, которые мы предлагаем, и которые там считают полезными для бизнеса, Министерство поддерживает.
Многие промышленные регионы, например, Нижегородская, Челябинская области мечтают о таком мероприятии, как «Иннопром». Звучала мысль: почему бы «Иннопром» не отправить на «гастроли» по стране. Как и идея, почему бы не организовать их за пределами России.
О выходе на другие площадки проведения
Рассматриваете ли вы масштабирование «Иннопрома»?
— На обороте наших визиток, если вы заметили, стоит логотип «Иннопром в Ташкенте» – мы там уже дважды провели выставку и очень успешно. А также логотип «Иннопром в Индонезии», который мы планируем на конец этого или на начало следующего года. «Иннопром в Африке» – его мы начали готовить давно, но помешала сначала пандемия, потом политические действия ряда стан. И это правильный вектор: «Иннопром» должен развиваться вширь, помогать российским компаниям выходить на зарубежные рынки и привлекать байеров из новых стран.
Что касается «Иннопрома» внутри России: как показывает мировой опыт конгрессно-выставочной деятельности, выставки, которые «плавают» – не самые сильные. Ведь речь идет о том, чтобы собрать десятки тысяч людей в одно время, в одном месте. Для этого важна последовательность. Бизнес, который в каких-то вопросах очень консервативен, должен знать: каждый год вот уже 12 лет, в начале июля сначала отрабатываем «Иннопром» в Екатеринбурге, а уж потом можем уходить в летний отпуск. Вот такое понимание – это место в календарях и в сердцах наших участников – очень большое завоевание нашей команды, команды Минпромторга, команды Свердловской области.
Любые перемены неизбежно отразятся на участниках, их качестве и количестве. Лучшие мировые конкуренты, на которых мы равняемся, например Hannover Messe, многие десятилетия «живут» в одно время в одном месте. Постоянство – одно из слагаемых успеха. Это очень важно, поэтому ни ранее, ни сейчас мы не обсуждаем возможность переноса выставки.
Каково ваше главное ожидание от «Иннопрома – 2022»?
— За минувшие годы мы стали обращать меньше внимания на протокольные и светские мероприятия с участием важных персон. Да, мы стараемся правильно их организовать и благодарны руководству страны, правительства за внимание к выставке. Но все-таки главной для нас является обратная связь от компаний после «Иннопрома».
Нет большего счастья, чем получать сообщения от наших участников, которые пишут, что встретили хороших добрых партнеров. И говорят в конце последнего дня «Иннопрома», что обязательно вернутся. Для нас это главный критерий успеха.
Фото: РИА Новости/ Павел Лисицын
Разговор о важном: лучшее от «ФедералПресс»