В российских вузах не учат на бизнесменов: преподают экономику, менеджмент, торговое дело, но не предпринимательское дело. Эксперты ратуют, что пора стране «воспитывать» предпринимателей. Почему молодежь рвется в бизнес, кто способен добиться успеха, а также чем борьба с санкциями схожа с кризисом времен Великой Отечественной войны, «ФедералПресс» рассказала директор Высшей школы промышленной политики и предпринимательства РУДН, кандидат экономических наук Анна Островская.
Анна, читала ваше мнение об активном развитии промышленности в годы Великой Отечественной войны. Сегодня у нас идет другая война – боремся с санкциями. Приведет ли это к промышленному росту?
— Я придерживаюсь мнения, что это действительно вызов для нашей промышленности. Про импортозамещение много говорят, давно существуют программы. Может, скажу резко, но это было весьма декларативно. Когда столкнулись [весной] с санкциями, оказалось, что с промышленностью все не так хорошо, как заявляли. Может быть сейчас плохо, но после заката будет рассвет.
Мы много изучали эту тему, тесно работаем с крупными промышленными предприятиями, с Минпромторгом. Сейчас наши производители (возьмем текстиль, высокие технологии, станкостроение) начали реализовывать такие проекты, которые могут сделать нашу экономику не то что полностью импортонезависимой, но не будет вообще такого понятия – «импортозамещение». Поясню: компоненты могут поступать по импорту, но если сборка российская, то в любом случае изделие считается российским. А сейчас ведется активная работа над тем, чтобы компоненты производились у нас. Это хорошая история.
Мечта «стать предпринимателем» сегодня грезится многим студентам, особенно популярной стала цифровая экономика. Вы объясняете, что ожидания не всегда соответствуют реальности?
— Один из десяти прислушается и пойдет другим путем. Можно до бесконечности говорить об этом, но пока они сами не набьют шишки, не убедятся.
Дети просто хотят заниматься бизнесом, привлекает финансовая сторона: «Я буду бизнесменом, буду много зарабатывать». Такой стереотип. Они не думают, что прежде чем начнешь хорошо зарабатывать, нужно не раз прогореть, отряхнуться и пойти дальше. При факультете в РУДН есть бизнес-клуб, где мы стараемся привить детям понимание: не страшно, если ты десять раз ошибся, что гипотеза не зашла. Что ключевое в предпринимателе? Никогда не опускать руки.
Успеха в личном бизнесе достигают в лучшем случае 10 %. Если человек убежден, что хочет стать предпринимателем, нужно поработать в частном секторе, совмещать с собственными проектами и понять, насколько он «вывезет».
У нас в стране нет профессии «предприниматель» (о чем я говорила в своем выступлении на форуме СУП). Если бы в вузах учили не маркетингу, экономике, управлению, а именно предпринимательству (подобно тому, как создана базовая кафедра предпринимательства при Тюменском индустриальном университете), это привело бы Россию к экономическому подъему.
А не случится, что в стране будут одни бизнесмены, а за станком работать некому?
— Как были одни экономисты и юристы? Думаю, такого не случится. Исходя из последних трендов, у нас сейчас активно поддерживается инженерное образование и технологическое предпринимательство. Поэтому, я думаю, не случится, что в России будут одни предприниматели – только в синергии.
Фото: ФедералПресс / Ирина Ромашкина
Разговор о важном: лучшее от «ФедералПресс»