После кризисного 2008 года российские предприниматели нажили опыт преодоления трудностей, «нарастили мышцы» и стали справляться с более трудными задачами. Такое мнение на полях форума СУП-2022 высказал в беседе с «ФедералПресс» депутат Тюменской областной думы, куратор проекта «Капитаны бизнеса», президент ГК «Автоград» Алексей Салмин.
С новым брендом
Алексей Павлович, вы являетесь одним из самых востребованных экспертов проекта «Капитаны бизнеса» (тюменский проект по созданию инвестиционных команд в муниципалитетах. – Прим. ред.). Недавно были в Заводоуковском районе, судя по вашим публикациям в соцсетях.
— Действительно. И не знаю: я его выбрал куратором или он меня. В Заводоуковске «проваливались» в область туризма, там появилась неожиданная идея, которую до сих пор не озвучивали.
Это этнопарк. Благодаря «Капитанам бизнеса» у Заводоуковска появился бренд «На крыльях Сибири». На въезде в город установят стелу в виде планера. Это связано с историей Заводоуковска, где во времена Великой Отечественной войны производились планеры – тысяча штук в год, 65 % от общесоюзного объема. Директор планерного завода – ученик легендарного инженера-конструктора Олега Антонова. Пусть Заводоуковск ассоциируется у россиян с «Крыльями Сибири».
Важно, чтобы у города была своя ассоциация. По каждому муниципальному образованию эта работа должна производиться. Например, Ялуторовск – это... блин! Его знают как блинную столицу России. 30 лет назад Ялуторовск был известен благодаря декабристам, 15 лет назад острог (туристический комплекс в Ялуторовске. – Прим. ред.) появился и «перебил» декабристов. А теперь их переплюнул блин.
Как часто в нашем регионе встречаются такие проекты, в которые хочется инвестировать – если не рублем, то собственным предпринимательским опытом?
— Каждый муниципалитет Тюменской области обладает громадным потенциалом. Ниш очень много. Например, зашел проект «Ягода» – это экоферма по круглогодичному выращиванию ягоды. А сбор дикоросов? Это недооцененные наши ресурсы, которые необходимо организовать.
Заметьте, я не говорю о глобальных вещах – нефтепереработке или нефтехимии. Как раз малые и средние проекты, которые на первый взгляд неощутимы, – их много в области, и создается большое количество рабочих мест. Потенциал огромный. Про туризм не говорю – еще непаханое поле.
Штурмы в районах
Какие инициативы поступают от сельских предпринимателей?
— Для этого нужно рассказать, что такое проект «Капитаны бизнеса» и какова глубина этого проекта. В муниципалитеты приезжают кураторы не только из Тюмени. Это представители масштабного бизнеса, где люди уже занимаются предпринимательством на уровне корпоративного управления.
На встрече с главами поселений, замами, предпринимателями бизнеса разного уровня, молодежью проводятся круглые столы. Далее действуем по одному сценарию: сначала установочная сессия, затем проводим мозговой штурм. Идет поиск идей, беседа ведется ни к чему не обязывающая, простая, но достаточно продуктивная. В процессе встречи главы видят людей, и вылетают неожиданные идеи.
В Тобольске год назад на таком мозговом штурме родился «Менделеев Парк» с химической тематикой. Эту идею родили студенты, и она выросла: сейчас на реализацию выделены громадные деньги.
Какие есть проблемные точки, которые осложняют развитие сельского предпринимательства?
— Не вижу проблемных точек. Губернатор нас поддерживает, это самое главное. В прошлом году мы много говорили о «Капитанах бизнеса», и глава региона вник в проект, увидел перспективу.
Кризис – время роста
На форуме СУП вы расскажете о закономерностях кризисов и их необходимости для оздоровления экономики, общества и человека. Как ни парадоксально, кризис является для многих предпринимателей точкой роста. Почему так?
— Поясню на примере организма человека. Спортсмен, который хочет добиться результата на тренировках, заходит в зону кризиса. Только в этом случае растут мышцы. Когда тренер устраивает правильно дозированный кризис, дает немного больше нагрузки на каждой тренировке или когда человек жмет штангу на пределе сил, то происходит разрыв мышцы и она становится больше. Как ни странно, в этом есть фактор здоровья.
Как коснулись лично вас антироссийские санкции? Как повлияли на бизнес?
— Меня лично уже ничто не берет, все кризисы пережили и прошли (смеется). Это уже, наверное, 15-й кризис у меня. И многих бизнесменов я спрашивал, как они ощущают санкции. Отвечают: никак не ощутили.
Говорят, что будет «отложенный» кризис?
— Возможно, под конец года будем чувствовать. Кто-то в 2023 году почувствует влияние санкций. Но у нас есть время для подстройки. Это самое важное. Если сравнить с кризисом 2008 года – там вообще никто не понимал, что, зачем и как нужно делать. Все происходило очень быстро. Теперь у нас есть опыт и время, чтобы адаптироваться.
Какую стратегию избрал «Автоград», чтобы противодействовать влиянию западных санкций? Как теперь работаете с поставщиками автомобилей?
— Понятно, что, исходя из результатов 2021 года, план на 2022 год мы повысили на 15 %. Скорее всего он будет скорректирован в сторону снижения. Но это не критично.
С точки зрения продаж была небольшая корректировка, потому что нет объемов, ушли в сторону «китайцев» и трейд-ин. А по сервису ничего не случилось. Наоборот, все стали больше внимания уделять сервису.
Есть план по замещению западной продукции?
— Есть, и немного уже замещаем. Вводим «китайцев», смотрим другие бренды.
Фото: ФедералПресс / Ирина Ромашкина
Сделано в России