Вот уже две недели колесит – сначала по европейским, а теперь по российским трассам – путешественник, бизнесмен и писатель Максим Привезенцев. Его маршрут повторяет путь французского аббата и астронома Жана Шаппа д’Отроша из Парижа в Тобольск в середине 18 века. Итогом его поездки в Россию стала книга «Путешествие в Сибирь по приказу короля в 1761 года», которая открыла литературный жанр путевых заметок и сильно не понравилась императрице Екатерине II из-за чрезмерно русофобской позиции автора. 10 августа Максим Привезенцев на своем Harley-Davidson Sportster 833 выехал из Парижа, а 23 августа уже добрался до Перми. В интервью «ФедералПресс» он поделился своими впечатлениями от российских дорог, городов и дураков, а также амбициозными планами по организации международного ралли «Париж – Тобольск».
В России хорошие дороги, но до европейских пока не дотягивают
Максим, как строится ваш день во время этого сольного, как сами его называете, моторалли?
— Маршрут спланирован заранее и проходит через города, которые посетил французский астроном. И я очень рад, что моя дорога пролегает севернее традиционных маршрутов, по которым обычно следуют туристы, путешествуя по России. Например, когда я в 2015 году совершал мотопробег от Сахалина до Санкт-Петербурга, то не захватил Киров и Соликамск: из Перми мы сразу ушли на Казань. Сейчас же всем путешественникам буду рекомендовать в книге и фильме, которые сделаю после путешествия, обязательно заезжать на север. Потому что дорога от Казани до Кирова – это, наверное, лучшее, что я видел по ландшафтам и красоте во время этого ралли. Получил просто огромное удовольствие.
В среднем в день я проезжаю 500–700 километров. Планирую дорогу таким образом, чтобы стартовать в 7–8 часов утра и днем в 2–3 часа уже быть в другом городе. Правда, в Пермь из-за разницы в часовых поясов приехал чуть позже. Заранее выбираю места, которые хочу подснять для фильма. Кроме того, в каждом городе по вечерам у меня проходят встречи – с местными байкерами или сигарным сообществом. После них в гостинице пишу дневник, рано утром публикую посты в соцсетях и выдвигаюсь в путь. Вот такой простой распорядок.
Такие достаточно длинные перегоны между городами плюс вечерние встречи не утомляют?
— Мне привычно. Да, у меня длинный маршрут, но, знаете, в России сейчас вполне комфортные дороги. По сравнению с 2015 годом, когда тоже проезжал по всей стране, заметно, что за них основательно взялись. А вот за дураков – пока нет. Если дорогами продолжат заниматься в таком же духе и темпами, то даже на простых мотоциклах можно будет отправляться в кайфовые путешествия. Уже достаточно много проехал от Ивангорода и уверяю вас, что российские дороги намного лучше, чем я себе представлял до начала путешествия.
Сопоставимы с европейскими по качеству?
— Конечно, пока хуже. У нас есть две проблемы. Первая касается качества асфальтового покрытия: даже на новых дорогах наблюдается высокая колейность. И очень пыльные обочины, чего нет в Европе. После дороги и я чумазый, и мой мотоцикл. Но в целом, повторюсь, нет повода шипеть по поводу наших трасс. Наоборот, я очень ими доволен. А какие виды открываются! Как я уже сказал, просто в восторге от перехода из Казани в Киров: серпантины и холмы, смена растительных зон – от степи до тайги. Поэтому сделал безумно много остановок и съемок интересных мест. На этом фоне путь от Кирова до Перми показался немного скучноватым. Кругом тайга, с обеих сторон стены леса и много прямых отрезков. Сделал только одну остановку – в 50 километрах от Кирова у моста, где широко разливается Вятка. Часик побалдел там и поехал дальше.
В Перми страшно ездить
Вы обмолвились про дураков. Часто встречаетесь с ними на дорогах?
— Здесь, кстати, выделяется Пермь. Еще в 2015 году в своей книге («Ралли Родина. Остров каторги». – Прим. ред.) я указывал, что в вашем городе очень плохо обученные водители. С тех пор, по моим ощущениям, ничего не изменилось. Если в крае все едут нормально, то при подъезде к Перми и в самом городе творится какой-то беспредел. Водители не понимают, что нужно уступать дорогу, включать поворотники, а в зеркала вообще никто не смотрит. И многие разговаривают по телефону за рулем. Водители тревожные. Видимо, такая специфика города: возможно, не очень хорошо обучают вождению. В Перми расслабиться не могу: понимаю, что в любой момент кто-то может начать перестраиваться или вдруг остановиться посреди дороги.
За семь лет Пермь сильно изменилась?
— Стала намного чище и заметно «обросла» застройкой. Создается такое впечатление, что на город выбросили «лего»: подъезжаешь к Перми и повсюду видишь эклектику новой застройки. Может быть, из-за этого нет ощущения уютности в городе. Я не увидел мастер-плана и руки архитектора с точки зрения высотных и цветовых решений. Когда Пермь открывается на горизонте, то нет ни одной знаковой точки, за которую цепляется взгляд. Он у тебя просто хаотично блуждает по домам. Город весь в новых однотипных многоэтажках из стекла и сайдинга, кое-где застройщики пытаются играть с цветом. В целом преобладает стандартный эконом-вариант от девелоперов. Не вижу лица у Перми. А еще удивительно, что прямо над городом постоянно летают военные истребители. Когда слышишь и видишь их, то поневоле немножко ежишься.
Из тех городов, которые уже проехал, кардинально изменился и преобразился Нижний Новгород. Здесь провели серьезный ребрендинг территории, город стал крутым и помолодел. И люди улыбаются. В отличие от Перми, где по большей части горожане угрюмые. Как всегда, очень чистая и симпатичная Казань.
В Перми вы выбрали достаточно необычный объект для съемок – копию Эйфелевой башни, которую установила одна из фирм у своего офиса на улице Рязанской. Почему?
— Все просто. Это симпатичный архитектурный объект, который к тому же удачно и логично вписывается в концепцию моего ралли, стартовавшего в Париже. Считаю, что таких арт-объектов, которые как раз формируют дух города и поднимают настроение, должно быть больше. Создатели Эйфелевой башни в Перми – молодцы. Также хотел посетить в столице Прикамья музей древностей и планетарий, но не получилось из-за разницы во времени.
Стараюсь выбирать для съемок такие незаезженные локации и достопримечательности, которые соответствуют теме моего путешествия. В Кирове, например, хотел заснять памятник автомобилю «Итала», установленный в 2015 году. Но в него въехал пьяный водитель, и арт-объект сейчас находится на реставрации. Зато удалось сделать съемки в Доме-музее Салтыкова-Щедрина, в котором он жил во время ссылки в Вятку.
Даешь новый «Париж – Дакар» до Тобольска?!
Сейчас вы путешествуете один, но, как понимаю, в планах – организовать по этому маршруту настоящее ралли?
— Да, ставлю перед собой амбициозную задачу сделать хорошее международное ралли, своего рода новый «Париж – Дакар». Обязательно с двумя фестивалями русско-французского шансона на старте и финише – в Париже и Тобольске. Думаю, мне понадобится года три поездить по этому маршруту, чтобы развить проект. Да и общая ситуация, в том числе геополитическая, надеюсь, за это время «размагнитится». В следующем году хочу взять с собой группу из пяти человек, уже двое записались. Планирую также взять съемочную группу, сделать зачет для участников, привлечь спонсоров. Хотя и в этот раз они есть: один из известных мировых производителей выделил мне телефон для съемок, еще одна компания помогла с экипировкой.
Это будет ралли только для байкеров?
— Совсем нет. И для автомобилистов тоже. Возможно, даже кемперы будут участвовать. Хотя для них пока инфраструктура во многих территориях больше спартанская. Но если будет спрос, то появится и предложение. Если идея с ралли удастся, то через несколько лет можно будет разговаривать с властями в регионах. Потому что для них это может стать интересной туристической историей, когда в каждом городе на протяжении ралли будут проходить культурные, научные и другие интересные мероприятия. Верю, что в России популярность таких авто- и мотопутешествий будет только расти. Особенно по северным территориям, которые для многих жителей нашей страны остаются terra incognita, непознанным и неизведанным краем. А ведь эти земли славятся не только красивой природой, но и могут похвастать богатыми историческими и культурными пластами.
Сейчас проеду весь маршрут до Тобольска, выдохну и в сентябре стану анализировать это путешествие, займусь книгой и фильмом. Рассчитываю, что к январю детально проработаю маршрут ралли, его треки и оптимальные даты.
Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина, ФедералПресс / Александр Переверзев