Путешественник, писатель и бизнесмен Максим Привезенцев колесит на своем байке по всему миру. Ведет блог о своих приключениях и прокладывает интересные туристические маршруты для соотечественников. В настоящее время байкер проделывает путь из Парижа в Тобольск по следам французского аббата и астронома Жана Шаппа д’Отроша, который в XVIII веке оставил первые путевые заметки о России. Своими впечатлениями от посещения Среднего Урала Максим Привезенцев поделился с «ФедералПресс» – от первого лица.
О дорогах
— Для меня путь из Перми в Екатеринбург через Соликамск северным широтным коридором оказался очень приятным открытием. Огромные впечатления от дороги, которая петляет между Уральских гор с красивыми местами, периодически встречающимися очагами промышленности и историческими достопримечательностями.
И главное – респект Автодору: он строит дороги такого качества, что ты на них даже не смотришь с той точки зрения, чтобы не пропустить какую-то яму. Дорожное покрытие было идеальным до момента, когда я выехал на трассу Нижний Тагил – Екатеринбург. В 2015 году я там ездил, она считалась лучшим автобаном региона, а сегодня на фоне тех дорог, которыми я ехал, она сильно изношена. Не скажу, что прямо невозможно проехать, но на фоне того, что делает Автодор, было бы неплохо и эту дорогу подтянуть.
Об уральском турмаршруте для авто- и мототуристов
— Круг Екатеринбург – Пермь – Соликамск, выход где-то за 100 километров выше Тагила и спуск в Екатеринбург, я бы назвал «Уральское кольцо». Он может стать потрясающим для уральских байкеров и автомобилистов. Это 1100–1200 километров на несколько дней, огромное количество пойнтов. Если сделать трех-четырехдневное путешествие «Уральского кольца», оно может стать отличным туристическим маршрутом. Причем на него можно замкнуть разные истории: это могут быть связанные с промышленностью пойнты, историческая тематика, православная тематика, ландшафтный туризм и так далее.
Когда я буду писать книгу, проработаю маршрут, который позволит людям получить удовольствие от путешествия. Такой опыт у меня есть: в 2021 году я презентовал маршрут от истока Оки до впадения в Волгу, с заездом в Суздаль и описанием интересных мест. Маршрутом уже проехало огромное количество людей. Это большое подспорье для тех, кому некогда готовиться к путешествию, и они с удовольствием пользуются уже исследованными дорогами.
О развитии туризма в регионе
— Главные проблемы туристических маршрутов это даже не отсутствие кафе, а отсутствие информации об интересных пойнтах и... огромная проблема с туалетами и местами отдыха. Зачастую на местах нет ни столиков, люди просто ходят по кустам, извините, в туалет. Локальной сувенирной продукции тоже нет.
Еда не самое важное – заправки эту проблему решают. Кафе – это третий этап. Если смотреть, как в Америке развивался туризм, кафе начинали работать, когда появлялся трафик. Сначала раскачивались места – вью-пойнты (смотровые площадки) – там устанавливались лавочки и так далее. Потом появлялась автоторговля. Она же тянется за спросом. Просто вложить бешеные деньги в кафе на пустующем месте – это безумие.
Надо создавать туристические маршруты, причем межрегиональные. Здесь очень важна кооперация властей регионов. Это должна быть концепция, которая привлекает людей, а за ними и деньги.
Конечно, удобно «залить» маршруты бюджетом, но вся инфраструктура будет пустовать и порождать расходы. Потоку в первую очередь нужны подробные карты, нужны маршруты. И нужен туалет, чтобы привести себя в порядок и помыть руки. Как только люди получат комфорт, появится трафик, а затем подтянется торговля.
О туристическом потенциале Нижнего Тагила
— Репутация Нижнего Тагила исковеркана «Камеди клабом» – у нас же все люди любят штампы. А Тагил при этом интересный город с глубочайшей историей. Мне хотелось бы подснять и показать ее людям. Нужно договориться с заводами об экскурсиях, показать музеи. Там красивое озеро, демидовские места, поселок староверов. Мест очень много. А свои телевизионные штампы пусть оставят для пьяных баек в бане.
О Екатеринбурге
— Не могу быть объективным к Екатеринбургу, потому что я его люблю, бываю здесь практически раз в полгода. У меня много здесь историй. Например, в 2015 году, когда я ехал от Сахалина до Санкт-Петербурга, делал съемку-экскурсию по местам Бориса Рыжего. Вообще уральские поэты – это отдельная тема, которая мне очень нравится.
Например, Саша Вавилов – это великолепный, но совершенно недооцененный издателями поэт. Сегодня я сделал себе экскурсию по книжным магазинам Екатеринбурга, закупил больше 12 книг. Но столкнулся с тем, что в книжных магазинах Екатеринбурга культурный пласт уральских поэтов практически не представлен.
В целом, как я уже сказал, город мне нравится. Приезжаю раз в полгода погулять, пообщаться с друзьями, которых у меня в городе много.
Об отношении к русским за рубежом
— Я стартовал из Парижа и пересек несколько европейских стран. В крупных городах, где останавливался, везде проводил встречи с местным байкерским или сигарным сообществом. При этом на них ни одного политического вопроса задано не было.
Единственная попытка была предпринята в Риге, но сами же участники встречи остановили человека. Они сказали: «Мы пришли сюда отдыхать, обсуждать путешествия, сигары и мотоциклы. Если хочешь говорить о политике, иди читать интернет и смотреть телевизор». То есть люди уже пресытились этим давлением, которое пытается заставить человека определиться, какая рука вам важнее: левая или правая. Жизнь – она сложнее. У всех есть друзья, родственные связи. И эта попытка загнать людей в условия принятия радикальных решений всех уже пугает.
Отношение же везде великолепное. Как пример, могу сказать, что когда в Германии я не мог найти деталь на мотоцикл, ребята сняли ее со своего и поставили на мой. Я же заказал деталь, человек ее получил и поставил на свой мотоцикл. Но мне пришлось бы ждать неделю, и чтоб я мог ехать дальше, мне отдали свою деталь.
Везде общение с людьми не имеет никакого отношения к тому, что нам рассказывают по телевизору. Практика показывает, что постепенно все возвращается на круги своя. Примером тому служит и путешествие астронома 250 лет назад – это разгар Семилетней войны, распад всех альянсов, огромное количество предательств. В Европе считали, что все пропало, Фридрих уничтожит мир. А сейчас мы вспоминаем эти события как исторический факт, не более.
Куда приведут сегодняшние события, никто не знает, но думаю, что все нормализуется. У меня гуманитарная миссия, поэтому я не веду разговоров о политике.
О развитии проекта «Париж – Тобольск»
— Я придумал этот проект до событий, которые у нас случились в этом году. Сейчас он корректируется от трех до пяти лет. Есть идея сделать этот маршрут постоянным и ежегодным, мотоциклетно-автомобильным, туристически-раллийным. Почему туристическим: чтобы люди имели возможность проходить маршрут отрезками, присоединяясь к нему в тех регионах, которые им интересны. Это ралли, которое должно начинаться и заканчиваться фестивалями русского и французского шансона в Париже и в Тобольске. Это просветительская миссия с точки зрения популяризации городов и регионов, по которым пролегает маршрут.
Три года я буду вкладываться в эту историю. В следующем году провезу пять человек. Через год посмотрим, какая группа наберется. И на третий год попробую уже сделать небольшой фестиваль в Тобольске и в Париже, тем более что с властями Парижа мы уже общаемся и атташе по культуре Франции очень заинтересовалась этой идеей. Она ведь про доброе, про народную дипломатию.
Дальше посмотрим. Думаю, это вырастет в некий международный проект. История показывает, что все турбулентные вещи заканчиваются договоренностями политиков. И в момент, когда они договорятся, у нас уже будет готовый маршрут.
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова