В День знаний свердловские дети получают традиционные напутствия о том, что хорошая учеба в школе обеспечит жизненный успех. Но на практике это происходит далеко не всегда: школьная программа не поспевает за изменениями в обществе и экономике. О том, как изменить образовательные стандарты, зачем учить детей бизнесу и что привлечет в школы ярких учителей, «ФедералПресс» рассказал председатель комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству, депутат от «Новых людей» Александр Демин.
Сегодня 1 сентября, когда тысячи юных свердловчан идут в школы и вузы. Какие проблемы вы видите в нашей системе образования и какие пути решения предлагаете?
— Во-первых, я хотел бы поздравить всех учителей и других работников образования, потому что их труд – это неоценимый вклад, который они делают каждый день. Именно мышление людей, их компетенции и способности определяют будущее развитие России.
Но, к сожалению, знания, которые даются в нашей образовательной системе, не совпадают с запросами современного мира, так как она была построена под задачи индустриальной эпохи. Например, звонок появился, чтобы дети привыкали к тому, что на заводе есть начало и конец рабочего дня. Сейчас совершенно другая эпоха, и нужно осваивать совершенно другие компетенции, чтобы быть успешным. Поэтому необходимо соединять запросы современного мира, стиль коммуникации нового поколения и требования реального сектора экономики. Понятно, что предприятия не могут разрабатывать образовательные программы, но они могут говорить, какими навыками должен обладать выпускник. Мне очень нравится, когда в школы приходят реальные практики, когда ребята едут на настоящее производство. Хорошо, если дети могут прийти на завод и посмотреть не выставочные образцы, на реальную работу изнутри.
Вторая проблема, которая сейчас существует, связана с ЕГЭ. С одной стороны, детей натаскивают не на знания, а на умение сдавать экзамен. С другой, этот инструмент помогает выпускнику поступить в любой вуз. Поэтому мы не можем огульно хаять его, пока не придумаем другой способ создать равные возможности для поступления. Одним из решений, которые позволят снизить градус напряжения, может стать право пересдавать ЕГЭ в течение месяца. Для выпускников день сдачи ЕГЭ – это пик эмоционального напряжения. Из-за этого многие чувствуют, что они все забыли, и могут потерять целый год. Возможность пересдача позволила бы по-другому относиться к этому экзамену.
Еще один большой блок – необходимость со школьных лет учиться предпринимательству. Мы не ставим целью, чтобы все студенты стали предпринимателями, но им нужно иметь предпринимательскую позицию, не быть «винтиками системы» в своей работе, видеть открывающиеся возможности. Такие люди должны быть и в исполнительной власти, и в законодательной, и в корпоративном управлении. Способность предложить новые решения, проактивно подойти к ситуации – это ключевое качество. Умение «из ничего» создать продукт, который будет иметь спрос, заставляет по-другому относиться к миру.
Сделать всех студентов «единорогами» Кремниевой долины, конечно, нереально, но можно пройти путь от идеи до ее воплощения в конкретный результат. Важно и командное взаимодействие: мне чужда идея из 90-х о том, что все нужно делать только для себя. Мне очень нравится фраза: если ты что-то делаешь для мира искренне, то это обязательно к тебе вернется. Но если ты делаешь нарочно, то оно не вернется никогда. Поэтому ребятам, у которых есть желания сделать для мира что-то хорошее и полезное, мы даем такую возможность.
В Свердловской области к началу прошлого учебного года было открыто 755 вакансий учителей. Чтобы получать хотя бы среднюю по региону зарплату, многим приходится брать по две ставки. Каким может быть выход из ситуации?
— Уже есть две похожие инициативы для учителей и врачей: выплачивать им единый оклад в 75 тыс. рублей в месяц за счет федерального бюджета. Это повысит престиж профессий: сейчас многие выпускники не идут в педвузы, понимая, что они не смогут сделать карьеру. Я понимаю ребят, которые между призванием и возможностью кормить семью выбирают второе, потому что такова жизнь. Для развития медицины и образования необходимо создать условия, чтобы туда хотели бы приходить успешные, яркие люди. Важно привлекать учителей, которые, с одной стороны, разговаривали бы со школьниками на одном языке, а с другой – показывали пример, чтобы дети хотели быть такими же успешными, развиваться, получать знания. Ученики не будут слушать человека, на которого они не хотят быть похожи.
В Екатеринбурге нередки случаи, когда между школьной администрацией и родителями учеников возникают противоречия. Нужно ли усиливать роль родительских сообществ в учебном процессе?
— Да, необходимо расширить их полномочия, чтобы родительские советы могли определять содержание дополнительного образования: будет ли в школе второй иностранный, какие вообще будут кружки и секции, какие следует проводить мероприятия. Система образования хороша тогда, когда учителя, родители и дети являются участниками процесса и их действия сонаправленны. Возможности родительских комитетов можно расширить и в рамках хозяйственной деятельности: например, школьное питание во многом определяет развитие ребенка, и важно, чтобы в его выборе участвовали родители.
До сих пор мы говорили только о школьном образовании. Какие недостатки есть у наших вузов?
— Высшее образование продвинулось чуть дальше по пути интеграции с «заказчиками» из реального сектора: есть множество примеров того, как крупные компании участвуют в формировании образовательных программ. Но внутри вузов остается много формализма, тогда как у студентов должна быть возможность вдохновиться своей профессией. Мне нравятся образовательные проекты, где в первый год учат основным понятиям, на второй студент сам выбирает знания, которые считает нужными, а на третий – изучает прикладные, узкоспециализированные предметы, которые ему нравятся больше всего. Другими словами, он сам формирует образовательную программу.
Излишняя централизация власти сказывается и во всех остальных сферах: у чиновников есть стремление максимально упорядочить и систему образования. Но тогда не остается поля для эксперимента и возможности внедрять что-то новое. Я за то, чтобы авторской инициативы было больше и в школьных, и в вузовских программах.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин