В последнее время руководство страны, а также региональные власти и общественники, базируясь принципами ESG, пытаются все чаще найти компромисс между бизнесом и защитой окружающей среды. О том, как заботятся об экологии в арктических регионах, «ФедералПресс» рассказала зампред Совета по изучению производительных сил Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ, профессор Горного института НИТУ МИСИС Светлана Артуровна Липина на всероссийском форуме-фестивале «Арктика. Лед тронулся», который прошел в рамках основных мероприятий председательства России в Арктическом совете в 2021–2023 гг.
Насколько сейчас актуальна ESG-повестка?
— Переход от традиционной модели экономического роста к «зеленой» экономике – это общемировой тренд, определяющий устойчивость развития не только отдельных национальных экономик, но и всего земного шара в целом. В ряде государств мира уже созданы достаточно эффективные институты, механизмы, критерии (ESG) – государственные, административные, экономические – для поддержки экологических инновационных высокотехнологичных отраслей. Отмечу, ESG является просто критерием подхода государства, бизнеса, корпораций, банков к экологической повестке. К тому же в мире уже несколько десятилетий для перехода на принципы зеленой экономики происходит переход от декларативного содержания и запретительных мер к конкретным мерам с формированием механизмов экономической ответственности и международных финансовых механизмов обеспечения реализации принятых решений.
Напомню также, что в Советском Союзе действовала система государственных и общественных принципов экологического образования и воспитания. Например, Всероссийское общество охраны природы состояло более чем из 32 млн. членов. В СССР действовало 12 национальных парков, 143 государственных заповедника, в их числе несколько биосферных. Были выявлены редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, растений и птиц, которые нуждаются в особой защите. Для данной цели были организованы Красные книги, которые велись не только в СССР, но и в союзных республиках. Все это хорошо работало в предыдущей экономической и политической системе и может свидетельствовать о том, что в стране осуществлялась определенная работа по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. То есть данная повестка для нашего общества не новая. Есть что взять из прошлого опыта.
Как ESG может помочь сделать Арктику чистой?
— Арктика, являющаяся одним из наиболее чувствительных к загрязнению окружающей среды регионов, одновременно должна стать тщательно охраняемой средой обитания и локомотивом экономического роста. ESG – это критерии экологизации, верю, что их введение в экономику отраслей и регионов поможет сохранению экосистем Арктики. Поэтому мы настойчиво просим внедрить экологические критерии в стратегию Арктики до 2035 года. Ведь в Стратегии основа – это реализация крупных инвестиционных проектов, в т.ч. и в природно-ресурсной сфере. Соответственно, антропогенная нагрузка на Арктические экосистемы будет возрастать, а в экологических разделах, как Стратегии АЗРФ 2035, так и региональных, данной проблеме посвящено небольшое количество строк.
Какие экологические вызовы в Арктике сейчас стоят более остро?
— Природоохранные проблемы в Арктической зоне РФ связаны с наличием ранее в регионе так называемых «горячих точек», где велась интенсивная хозяйственная деятельность, из которых наиболее опасные – загрязнения нефтью и нефтепродуктами, химические загрязнения тяжелыми металлами, стойкими органическими загрязнителями, твердыми отходами и т.д. Прежде всего это ликвидация накопленного ущерба, а это остатки от военных объектов, а также остатки от промышленной деятельности в Арктике. Эта задача самая важная, и сегодня она решается в том числе благодаря проекту «Чистая Арктика». И отмечу, по оценкам международных и российских ученых и экспертов, окружающая среда большей части Арктической зоны России остается менее загрязненной и сравнительно мало нарушенной в отличие от многих других районов северного полушария.
Почему экологическая составляющая должна быть в каждом документе стратегического планирования?
— Комплекс базовых стратегических документов Арктической зоны состоит из «Основ государственной политики в Арктике», «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации», государственных программ и Плана реализации Стратегии АЗРФ 2035» и т.д. Однако весь перечень инструментов достижения базовых стратегических целей в Арктике гораздо шире. Они отражены в стратегиях и программах федерального и регионального уровня, в стратегиях развития отраслей экономики и социальной сферы и федеральных округов. Комплекс вопросов в рамках стратегического планирования включает вопросы бюджетирования и мониторинга, взаимодействия средне- и долгосрочного планирования, реализации принципов сбалансированности, согласованности. В этой связи было бы целесообразно провести анализ не только стратегических документов министерств, ведомств, федеральных округов и субъектов РФ на предмет единства стратегических целей развития АЗРФ, анализ всех средств, выделяемых через федеральные и региональные программы на развитие территорий арктической зоны, но и комплекс мероприятий, в том числе научных исследований по экологизации региона, сохранению экосистем Крайнего Севера. К тому же из полученного исследовательского опыта могу с уверенностью сообщить, на сегодняшний день в России созданы практически все институты, которые могли бы обеспечивать функционирование экологической инновационной системы, диктуют свойства и характеристики формируемых систем, характерных для всех развитых стран, демонстрирующих лидерство в сфере технологий и инноваций. Также в России создана некоторая законодательная база для перехода на принципы «зеленой» экономики по отдельным секторам экономики и направлениям деятельности: «зеленые технологии», «зеленая энергетика», «зеленый транспорт», «зеленое строительство», экосистемные услуги.
Документы стратегического планирования опорой реализации являют Механизм их реализации и комплекс мероприятий, а экономические мероприятия должны давать как экономические, так и экологические выгоды, которые позволят снизить экологические риски и ряд отрицательных вызовов, среди которых истощение отдельных ресурсов критической важности, уменьшат возрастание техногенной нагрузки и загрязнение окружающей природной среды. К тому же важно взаимоувязать документы стратпланирования, прописать целевые показатели и индикаторы, определить ответственных и пойти смело в будущее по пути зеленого роста.
Какая экономическая выгода есть для компаний, которые занимаются бережным отношением к экологии и вкладывают в это деньги?
— Пока эффективно действует так называемая штрафодобывающая формула. Разработка мотивирующих инструментов для бизнеса по сохранению и развитию экосистем пока находится в ранней стадии. А заниматься экологией бизнесу должно быть выгодно. На то это и бизнес. Могу смело заявить, что наша команда ученых тоже вносит свой посильный вклад В этом 2022 году мы выпустили свой научный труд – монографию, где и раскрываются возможности и перспективы развития зеленой экономики в России, показана роль экологических инноваций, зеленых технологий в стратегическом управлении экономикой России, дан секторальный анализ зеленых направлений, предложен практический опыт внедрения элементов зеленой экономики, выделены особенности стратегического управления экологическими инновациями, поднимается проблема управления зеленой экономикой, экологическими инновациями, показано, что социально-экономическая и «зеленая» политики должны быть связаны с национальными целями, федеральными и национальными проектами, также дается набор политико-экономических мер для поддержки роста «зеленых» технологий (экологических инноваций), приводятся приоритетные меры стимулирования эффективных механизмов внедрения «зеленых» технологий, раскрываются основные принципы государственной эколого-инновационной политики. Отдельная глава посвящена управленческим решениям в сфере организации зеленых государственных закупок, их развитию. Даются конкретные предложения по управлению развитием зеленой экономики.
Органы власти стараются как-то помочь с решением экологических проблем?
— Мировой опыт свидетельствует: модели экологического развития, зеленого роста, инновационных национальных систем большинства стран в современных условиях активно функционируют только при поддержке государства. Поэтому поддержка и помощь органов власти в решении экологических проблем чрезвычайно важна. Верю, что наши инициативы по сохранению экосистем Арктики будут услышаны и поддержаны.
Может ли Арктика стать одной из сцен, которую разыгрывают сейчас государства с точки зрения геополитики?
— В ближайшие десятилетия именно Арктика будет играть роль одного из основных энергетических центров планеты и ее нового транспортно-логистического узла. Причина повышенного внимания к арктическому региону со стороны не только арктических стран, но и стран, совершенно не имеющих географического отношения к полярным широтам, – это запасы нефти и газа Арктики. У нашей страны в Арктике наиболее протяженная береговая линия, за Россией самый большой сектор Арктики, почти треть всей площади. России в Северном Ледовитом океане принадлежит целый ряд островов и архипелагов, среди них самыми крупными являются остров Колгуев, Северная Земля, Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, остров Врангеля и Новосибирские острова, которые имеют огромное стратегическое значение. Эти территории – сокровищницы природных ресурсов.
Фото: Светлана Липина
Разговор о важном: лучшее от «ФедералПресс»