В Якутии проходит международный чемпионат по традиционному оленеводству в рамках председательства России в Арктическом совете. На конференции «Устойчивое развитие оленеводства в условиях глобальных перемен в Арктике» «ФедералПресс» побеседовал с заместителем председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолием Широковым и выяснил, как изменился со времени СССР Северо-Восток России с точки зрения экономики, промышленности, бизнеса и как государство поддерживает коренные северные народы.
Анатолий Иванович, вы защитили докторскую диссертацию по теме «Социально-экономическое развитие Северо-Востока России в 1930–1950-х годах: формы, методы, результаты». Видите ли вы параллели между той эпохой и нашим временем?
— В 1930 году Магаданская область, Чукотка, Восточная Якутия вступали в эпоху первоначального освоения. Перед этим даже не знали точно географической карты. Была создана промышленность, социальная инфраструктура. То есть территория начала осваиваться. На сегодняшний день на крайнем Северо-Востоке России процессы идут схожие. Такие же, как и после крушения СССР. Сегодня мы ищем возможные пути развития наших территорий уже на новых основаниях. В этом смысле сегодня на том же Крайнем Севере развивается угольная промышленность и энергетика. Это вещи, которые сегодня закладывают фундамент той экономики, которая будет через несколько десятков лет. Она не будет похожа на советскую. Это будет совсем другая экономика и социальная среда. То, что сегодня делает региональное правительство и правительство России, зависит от общества, некоммерческих объединений и организаций. Мне кажется, что мы должны об этом чаще говорить и встречаться, для того чтобы все стороны процесса понимали, что происходит.
Не могу не сказать о том, что сейчас в Якутии проходит традиционный чемпионат по северному оленеводству. Сегодня здесь обобщается опыт, который был накоплен за несколько десятилетий. Опыт, я имею в виду, со всеми проблемами, недочетами и успехами. Главное, что этот опыт есть и сегодня он здесь «оформляется» и «обдумывается». То, что сегодня происходит, является хорошим шагом для развития, как минимум уникального северного оленеводства.
Минвостокразвития предлагает ввести новый преференциальный правовой режим – международная территория опережающего развития (ТОР). Как это поможет экономике Севера?
— Эта территория опережающего развития была придумана для того, чтобы бизнес получил определенные льготы в самый тяжелый период развития. Когда начинает развиваться определенная бизнес-структура, она очень уязвима в самый начальный период, и вот на это время государство делегировало большие преференции. В результате за десять последних лет с начала реализации этих режимов государство в виде льгот и налоговых послаблений вложило в развитие туров примерно 188 миллиардов рублей. Но ТОРы отдали уже государству в виде налогов больше 220 миллиардов. То есть подход изначально был абсолютно правильный. В результате мы получаем предприятие, которое имеет производство. Международный ТОР будет тем же самым, только с международным участием. Мы приглашаем иностранного инвестора на свою территорию. Пусть приходит, имеет льготы и развивает свое дело. Единственное здесь отличие заключается в том, что международные ТОРы будут рассчитаны на высокотехнологичную продукцию. Россия получит от этого локализацию производства в нашей стране, а это налоги, бюджеты, рабочие места и выход высокотехнологичной продукции, которую произвели у нас.
С какими странами сейчас есть уже предварительные договоренности?
— Пока министерство по развитию Дальнего Востока работу ведет предварительную. Она не займет долгого времени. В целом у нас большая ориентация сейчас идет на Восток.
Анатолий Иванович, вы являетесь заместителем председателя комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению. Какие вы выделите проблемы при взаимодействии между разными уровнями власти?
— У нас и фундаментальных проблем нет, потому что Конституция РФ регулирует все процессы, есть также и законодательство. Но я бы все равно призывал федеральные органы исполнительной власти более внимательно слышать голос профессиональных отраслевых сообществ, которые работают в регионах. Когда мы начинаем взаимодействовать с бизнес-объединением, мы имеем информацию «из первых рук». Ведь это люди, которые наполняют бюджет, создают рабочие места и так далее. К этому надо побольше и почаще прислушиваться. Если говорить в целом, то у нас проблем нет.
Как малые народы Севера представлены в органах местного самоуправления? Как это помогает им сохранять свою культуру?
— Честно говоря, я бы не назвал ни одного какого-то целенаправленного действия, которое как-то уничтожало культуру коренных народов. В целом в России очень бережно относятся к культурным традициям. У нас большое количество малых народов, и у каждого своя уникальная культура. У нас есть все для коренных народов севера. В комплексе у нас права коренных малочисленных народов зафиксированы не как в Европе, где есть только право на язык и образование на родном языке, а у нас есть конституционные права. В нашей стране также есть для коренных народов и экономические права. Это дает возможность заниматься им традиционным промыслом, также они включают квоты на вылов биологического сырья. Более того, на территории коренных народов нельзя производить никаких работ без их согласия. Российское государство является прекрасным примером для всех стран, особенно для США, когда права коренных жителей гарантированы законодательством и конституцией. В этом смысле мы можем понимать, что во многих органах управления есть представители коренных народов. Кроме того, коренные народы в нашей стране имеют равный доступ, как и все остальные наши жители, к государственной и муниципальной службе.
Идет ли работа на федеральном уровне в направлении сохранения и поддержки уникальных коренных народов Севера?
— Работа, безусловно, идет. Мы с профильными комитетами постоянно наблюдаем за ситуацией. Это системная работа, которая идет на федеральном и региональном уровне. Хорошо работает такая модель, когда сами коренные жители преобразуют как-то свою жизнь, а государство «подставляет плечо». Безусловно, государство гарантирует сохранение языка, культуры. Для этого существует специальный бюджет, проводятся специальные мероприятия. Но государство не сделает за людей то, что они сами должны сделать. Здесь такая история, что «танго танцуют вдвоем».
Какие планы у парламента России по развитию местного самоуправления в стране? Намечены ли основные тренды?
— Будут серьезные изменения в законодательстве о местом самоуправлении. Этот процесс сейчас «на ходу». Будет ждать соответствующих законодательных изменений и работать над ними. У нашего комитета существуют очень серьезные рабочие связи с всероссийской ассоциацией развития местного самоуправления, где собираются и анализируются муниципальные практики. Живой контакт позволяет нашему комитету успешно реагировать на изменения. Наш председатель также является сопредседателем ассоциации развития местного самоуправления. Смысловые и организационные связи сегодня существуют, поэтому мы в этом процессе активно участвуем.
Фото: РИА Новости / Пресс-служба Совета Федерации РФ
Освоение Арктики