Экономика Донецкой Народной Республики растет вопреки внешним угрозам. Только за минувший год в Донбассе запустили порядка 30 производств, а впереди – наращивание темпов и интеграция с регионами страны. Что пошло не так в восстановлении заводов, какой урок после этого усвоили донецкие власти и с кем хотят «дружить» на Урале – в эксклюзивном интервью обозревателю «ФедералПресс» рассказал председатель правительства ДНР Евгений Солнцев.
Большая стройка
Евгений Александрович, на чем сегодня основано сотрудничество новых регионов с нашими субъектами?
— Мы работаем с Уральским федеральным округом – с Ямалом, Югрой, Тюменью, Челябинском и Свердловской областью. Всем регионам-шефам хочу сказать спасибо: они восстанавливают наши школы, садики, больницы, дороги, больницы, освещение. Они выделили нам бригады, которые помогали в отопительный сезон: плечом к плечу с нашими специалистами жилищно-коммунального фронта обслуживали все системы.
Там работают наши строители...
— Да, порядка 1,5–2 тысяч [жителей УрФО] сегодня восстанавливают Донбасс, в работе более 40 объектов инфраструктуры. И они будут добавляться, строительный сезон только начинается. За это огромное спасибо.
Отдельное спасибо уральскому полпреду Владимиру Владимировичу Якушеву за то, что он координирует эту работу с первых дней, лично занимается вопросом.
Рынки сбыта в регионах
Какие перемены в экономике ДНР за минувший год считаете самыми важными для республики?
— Нам удалось запустить производство в строительной промышленности. В сельскохозяйственной отрасли – увеличили объем пашен, понятно, за счет прироста территорий. Сбор урожая был хорошим в прошлом году.
Двигаемся дальше. За прошлый год в промышленной отрасли ДНР прибавилось девять асфальтовых заводов, бетонных – 12, по оконным – шесть штук. Потихонечку, не все сразу получается. По арматуре (компания ЮГМК) только наращиваем выпуск металлопродукции, в том числе на внутренний экспорт – на российский рынок.
Какое взаимодействие с предприятиями в регионах тюменской «матрешки» хотите наладить?
— Мы хотим наладить взаимодействие с исторически сложившейся кооперацией. Приведу пример не на ваших регионах, а на Нижнем Новгороде. Мы запускали Харцызский трубный завод, у них есть Выксунский трубный завод. Частью команды взяли инженерно-технических работников в Нижнем Новгороде, они приехали к нам, запустили завод. К сожалению, сегодня производство остановилось, потому что сбыта нет.
Нам нужен рынок сбыта – любому предприятию он нужен. Если мы будем понимать, куда продавать эту продукцию, тогда поймем, какие предприятия запускать. Если рынка сбыта нет, зачем налаживать производство? Мы его запустим, как с Харцызским трубным получилось, а рынка нет – это плохой пример.
Потенциал Донбасса
В Тюмени вы ищете рынок сбыта?
— Да, фактически. Нам надо смотреть, что сохранилось с советской эпохи, и рынок сбыта – это возможность для самого быстрого роста. Наша миссия на форуме «Российское предпринимательство 2023 – окно возможностей» заключалась в том, чтобы найти ту кооперацию, которая была еще с Советского Союза – восстановление цепочек.
Могу предположить, что такие цепочки приведут в Югру. Недаром губернатор Наталья Комарова включена в восстановление Макеевки.
— Да. Ей вообще огромное спасибо, она лично курирует вопрос восстановления подшефного города, мы с ней на связи каждую неделю.
Сколько нужно времени, чтобы взрастить здоровую экономику в ДНР, когда минует внешняя угроза республике?
— У Донецкой Народной Республики огромный потенциал. Мы ставим себе задачу выйти на точку безубыточности за пять лет.
Фото: ФедералПресс / Ирина Ромашкина
Интеграция новых регионов России