Дальний Восток славится своей уникальной природой и удивительной самобытной культурой. Например, Чукотка – регион, куда едут, чтобы увидеть китов, моржей и других морских животных. В Арктику стремятся, чтобы увидеть полярное сияние и другие природные явления. Статс-секретарь-заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Павел Волков рассказал «ФедералПресс» о том, как развивается туризм, нужно ли субсидировать перелеты, и о том, чем в силах помочь коренные народы.
Павел Михайлович, для привлечения туристов в Арктику и на Дальний Восток нужна качественная инфраструктура. Расскажите, что уже удалось построить и какие есть перспективы у туризма в дальневосточных и арктических регионах?
— На сегодняшний день на территории Дальнего Востока и Арктики реализуется 3,5 тысячи проектов в десятках отраслях экономики. Каждый из них является важным элементом развития арктических и дальневосточных регионов. Меня больше всего радует, что почти каждый десятый проект реализуется в сфере туризма и предусматривает создание отелей, туристских комплексов, баз отдыха, санаторно-курортных комплексов, глэмпингов, горнолыжных, этнографических, развлекательных парков, визит-центров и др. Около 50 объектов уже введено в эксплуатацию и на них предоставляются туристические услуги.
Конечно, строить в столь отдаленных регионах России и дорого, и сложно, и даже рискованно. Тем не менее, каждую неделю заключаются все новые соглашения, а это доказывает, что для Дальнего Востока и Арктики туризм является базовой отраслью. Минвостокразвития России постоянно ведет работу по созданию благоприятных условий для реализации туристических проектов на Дальнем Востоке и в Арктике.
Отдыхать на Дальнем Востоке – удовольствие не из дешевых. Большинство россиян не может себе позволить поехать туда. Планируется ли субсидировать цены на авиаперелеты или делать проживание более доступным?
— Давайте рассуждать об этом вопросе с той точки зрения, а нужно ли это делать сейчас? Такого рода поддержка может вызвать обратный эффект. Регионы Дальнего Востока и Арктики пока не готовы к большому потоку туристов. Не готова вся инфраструктура. Возьмем, например, гостиницы. Начиная с 2019 года ежегодный прирост числа коллективных средств размещения составляет всего 1,5–2 % по Дальнему Востоку и Арктике. Есть трудности и с транспортной инфраструктурой. Вот и получается, прилетят сюда несколько тысяч туристов, и будет коллапс: туристов некуда будет расселять, не на чем будет перевозить. Соответственно, люди уедут из региона с отрицательными впечатлениями. Поэтому, мне кажется, субсидировать нужно, но в тот момент, когда регионы будут к этому готовы. Сперва следует создавать условия, а потом эти условия будут привлекать туристов на Дальний Восток и в Арктику. Здесь не надо спешить.
Привлекают ли представителей малых коренных народов для развития туризма?
— Мы готовы поддерживать разные инициативы от коренных народов Дальнего Востока и Арктики. Их жизненный уклад, традиции и культура придают региону особый колорит, столь притягательный для туристов. Однако здесь есть много нюансов. Например, человеку, который всю жизнь занимался оленеводством, будет сложно сразу открыть собственное дело. Для этого требуется некоторая юридическая подготовка, понадобятся консультации специалистов. Зачастую программы поддержки коренных малочисленных народов не учитывают всей специфики, и остаются невостребованными среди них. В своей деятельности Минвостокразвития России стремится избежать подобных ситуаций.
Поговорим немного о гастротуризме. Во многих арктических и дальневосточных регионах не очень хорошо развито это туристическое направление. Как стимулировать регионы привлекать туристов блюдами местной кухни, как это сделали в том же Мурманске?
— В России гастротуризм – относительно молодая отрасль, мы только начинаем ее осваивать. Ресурсы Дальнего Востока и Арктики столь велики и разнообразны, а кулинарная традиция столь самобытна, что она вполне способна заинтересовать туристов. Но одно дело вкусно приготовить еду, а другое – превратить еду в туристический продукт, и именно с этим у нас есть сложности. Для того чтобы развивать эту отрасль, нужно найти людей, которые заинтересованы в создании соответствующей инфраструктуры. Радует, что с каждым годом число таких энтузиастов растет. Кстати говоря, коренные народы могут помочь в развитии гастротуризма, предложив приезжающим на Дальний Восток и в Арктику уникальные блюда национальной кухни бурят, поморов или камчадалов. Здесь еще очень важна поддержка местных властей. Необходимо изучить и выявить все нюансы, чтобы гастротуризм в Арктике и на Дальнем Востоке начал привлекать людей со всей России.
С 1 августа в России заработала Единая электронная виза, которая значительно упрощает поездки на Дальний Восток и в Арктику. Вполне возможно, что в ближайшее время возникнет большой туристический поток, который привлечет инвесторов и рестораторов. Гастротуризм еще внесет значительный вклад в развитие индустрии гостеприимства в России.
Фото: ФедералПресс / Анна Крючкова
Разговор с кабмином